Уже примерно два месяца директора крупных предприятий и организаций республики Беларусь не могут спать спокойно. Против них полным ходом идет акция, просто названная в народе «хап» - «хват» или «захват». В эти дни появились солидные свидетельства в пользу того, что это не просто активность органов госконтроля и охраны правопорядка, а именно «хап» - спланированная акция верховной власти со своими, далеко идущими, планами и последствиями.
Президент Беларуси Александр Лукашенко еще в ноябре прошлого года, во время первых арестов директоров высшего звена, объявил, что на очереди еще человек 15. Семеро лишились свободы в 2001 году; «золотая середина» - руководитель номер восемь - был арестован в начале января; на очереди, следовательно, вторая половина «неугодных». Пока что власть выбирает, а эксперты предсказывают очередные мишени президентского гнева, и о вероятном развитии сценария белорусского «хапа» речь пойдет чуть ниже. А мы обратимся как раз к упомянутой «золотой середине» - человеку, потерявшему свободу в самый разгар антидиректорской кампании. Руководитель номер восемь - личность легендарная не столько по человеческим качествам, сколько по названию предприятия, которое он возглавлял. За решеткой оказался Михаил Леонов, директор крупнейшего - и посмею сказать, самого знаменитого на территории бывшего СССР - минского тракторного завода «Беларус».
По официальной версии Михаила Леонова сняли с идущего в Россию поезда с фальшивыми документами. Причем не сообщается, какими именно. Пресс-секретарь тракторного завода Вадим Бицан откровенно называет формулировку обвинения «сплетней, созданной, чтобы скомпрометировать человека, который не может опровергнуть ложь», и добавляет, что в наличие у директора Леонова фальшивых документов не верит на заводе ни один человек. По словам Бицана, директор Минского тракторного ехал в Москву на врачебную консультацию. Это косвенно подтверждает адвокат Леонова Николай Шалима, говоря в ходатайстве об изменении меры пресечения о плохом физическом состоянии задержанного. Обвинения Леонову предъявлены абсолютно привычные для антидиректорской акции: злоупотребление служебным положением и халатность. И то, и другое для руководителя МТЗ обозначены в особо крупных размерах и с особо тяжкими последствиями. Показательно, что двухмесячную проверку на минском тракторном проводили прокуратура, Комитет госконтроля, Комитет госбезопасности, МВД и Минфин республики. Удивительно при этом, что директору завода предъявили всего два обвинения.
Товарищами Михаила Леонова по несчастью оказались в последние дни руководители более мелкого ранга: директор гомельского радиозавода Анатолий Кириков и директор Заднепровского рынка в Могилеве Анатолий Протосеня. Первого, как нетрудно догадаться, обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями и грозят ему восемью годами за решеткой. Второго «хапнули» при получении крупной, как подчеркивается, взятки… в тысячу долларов, то есть десять средних белорусских зарплат. Если следовать логике спланированной акции по устрашению, так сказать, директорского корпуса, то приходится отметить, что задумана она была, как массовая и многоуровневая, а выполняется, согласно плану, весьма успешно.
Это не голословные заявления. Как уже говорилось, сегодня есть признаки и свидетельства того, что происходящее в Беларуси не случайно. Так, в годовом отчете Комитета госконтроля республики говорится, что в минувшем году нарушения были выявлены в 87 процентах от числа всех проведенных проверок. Оно понятно - в стране, где нормальный бизнес или даже простое «рыночно-социальное», по выражению президента Лукашенко, хозяйство вести невозможно под неимоверными налогами, руки будут чесаться у каждого второго. Но с другой стороны, разве станет такая серьезная организация как Госконтроль ловить буквально каждый рубль? А по отчетам выходит, что именно этим Комитет и занимается. К тому же сумма начисленных им штрафов за 2001 год больше аналогичной за 2000 год почти вдвое!
Вызывает вопросы и сверхкомплексный подход к проверкам, когда на предприятие, как это было на минском тракторном, наваливаются сразу и чекисты и финансисты. Самым весомым свидетельством в пользу признания белорусского «хапа» спланированной акцией является открытая информация из все того же Комитета госконтроля. Его зампред Михаил Матусевич заявил в начале января, что в нынешнем году внимание Комитета будет направлено на белорусские нефтехимию и здравоохранение. А Генпрокуратура республики уже приступила к проверке Республиканской больницы Управления делами президента - бывшей знаменитой партийной Лечкомиссии.
В белорусском обществе горячо обсуждается вопрос целесообразности и мотивов анти-директорской компании. Самым распространенным является утверждение «Лукашенко избавляется от неугодных», причем весомыми аргументами служит участие многих крупных промышленников республики в президентских выборах минувшего года. Однако тут есть ряд возражений. Во-первых, все опальные руководители дошли в предвыборной кампании максимум до четвертьфинала. А во-вторых, даже учитывая одиозность фигуры белорусского президента, вряд ли можно утверждать, что Александр Лукашенко настолько злопамятен. Со дня выборов прошло уже больше четырех месяцев, и вновь избранный Александр Григорьевич смог убедиться, что его креслу сегодня не угрожает в Беларуси ни один человек. Однако угроза - так сказать, коллективная - все же есть, и именно ею наиболее уважаемые эксперты мотивируют белорусский «хап».
По их мнению, инициатива акции исходит исключительно от Лукашенко. Первой причиной называют активный интерес российского капитала к белорусской промышленности. Если россияне (об этом уже шла речь в предыдущих выпусках «Белорусского Мотива») получат контроль над флагманами индустрии республики, то целая сфера жизни Беларуси, вместе с деньгами и работниками, уйдет из-под контроля официального Минска. Это означает драматическое ослабление влияния президента на собственную республику, а в перспективе и политическую смерть Александра Григорьевича. Допустить этого на Карла Маркса, 38 (таков адрес резиденции президента в белорусской столице) не могут ни в коем случае, вот и начата антидиректорская кампания. Причем целей у нее несколько. Заменить свободно мыслящих и экономически грамотных руководителей на «своих», подконтрольных и предсказуемых - раз. А через них получить серьезную финансовую подпитку собственной, весьма затратной экономической политики, то есть попросту залезть в пока еще широкий карман белорусской индустрии - два. Ну а все остальные пускай попутно дрожат перед всевидящим оком борца с коррупцией и отца нации. «Бей своих, чтоб остатки боялись» - таковы результаты экспертных оценок.
Глава МВД Владимир Наумов, между тем, успокаивает общественность. По его словам, хозяйственникам смысла нет трепетать, если у них все нормально. «Но если кто-то работает для самого себя на государственном имуществе, пускай трепещет», - предупредил министр. Вряд ли он имел в виду главу государства.
Прогнозы развития белорусской ситуации не окрашены в радужные цвета. Громадные деньги будут по-прежнему тонуть на полях: сегодня 60 процентов сельхозпредприятий республики убыточны, в то время как в 2000 году их было лишь 39 процентов. Внутренний долг страны составляет 5 процентов от ВВП. Банковское дело под постоянным и недоброжелательным контролем: с 1 января уставной капитал любого белорусского банка должен быть доведен до 10 миллионов евро, так что четыре банка сегодня под угрозой потери лицензии. Похоже, что Беларусь скоро опять вернется к официальному и «черному» обменным курсам валюты, с изрядной разницей между ними.
Буквально на днях Нацбанк республики обязал коммерческие банки устанавливать курс обмена валюты в пределах 60 рублей (всего 4 цента США) от официального. Говорят, что разница в курсах достигнет 5 процентов уже через неделю. Население продолжает аккумулировать у себя валютные средства: за минувший год у Нацбанка образовалось солидное отрицательное сальдо. Людьми было куплено валюты на 300 миллионов долларов больше, чем продано. Бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич при запланированной инфляции в 20-25 процентов, что тоже немало, в 2002 году ожидает инфляцию в 40-50 процентов и дальнейший спад всех отраслей белорусской экономики. А президент Лукашенко, тем временем, собирается вместе с кемеровским губернатором Аманом Тулеевым разрабатывать первый в Кузбассе международный угольный разрез.