Линки доступности

Россия и Центральная Азия - 2002-01-21


Центральная Азия долгое время рассматривалась как часть российских задворок. Поэтому, когда Соединенные Штаты объявили о создании в Кыргызстане своей базы для военных операций в Афганистане, у многих россиян возникло впечатление, что американские солдаты вторглись на их территорию. По словам некоторых российских аналитиков, присутствие американских вооруженных сил в регионах, где Советская Армия когда-то защищала бывший СССР, тревожит представителей российской военной и политической элиты и не укладывается в голове у многих сегодняшних россиян.

Президент Путин, вопреки пожеланиям многих, поддержал войну против международного терроризма, позволив Соединенным Штатам использовать базы в Центральной Азии для нанесения ударов по целям в Афганистане. После нападений на Соединенные Штаты 11 сентября Вашингтон направил войска в Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. Как заявил недавно президент Кыргызстана Аскар Акаев, его правительство, возможно, решит продлить рассчитанное на один год соглашение о пребывании в стране американских военнослужащих. Многие россияне восприняли эту новость как признак того, что Соединенные Штаты останутся в Центральной Азии на значительный срок. Они опасаются, что США могут стать непрошенным гостем и даже будут пытаться оказывать доминирующее влияние в этом регионе, потеснив Москву. Во время визита в Таджикистан неодобрительно отозвался о размещении американских войск в Центральной Азии спикер Госдумы Геннадий. По его словам, страны этого региона относятся к российской сфере влияния.

Павел Фельгенгауэр, независимый московский аналитик по вопросам обороны, утверждает, что в этой своей позиции Селезнев не одинок: «Многие представители российской военной и политической элиты считают, что интересы России и Америки в этом регионе непримиримы. Они говорят, что рост американского влияния в регионе, бывшем частью Советского Союза, - это выигрыш для Вашинтона и потеря для Москвы».

Многие из центральноазиатских стран усеяны военными базами, все еще контролируемыми Москвой. Некоторые из наиболее засекреченных военных и гражданских космических спутников запускаются с космодрома Байконур в Казахстане. Озеро Иссык-Куль в Кыргызстане используется для испытаний российского военно-морского оружия. В Таджикистане размещено около двенадцати тысяч российских военнослужащих, охраняющих границу с Афганистаном. Фельгенгауэр отмечает, что, несмотря на потепление российско-американских отношений после 11 сентября, Москву тревожит, что американские военные в Центральной Азии, в принципе, могут собирать разведывательную информацию не столько об Усаме бин Ладене, сколько о российских войсках.

Дипломатические наблюдатели называют еще одну причину, по которой присутствие американских войск в Центральной Азии не вызывает у россиян энтузиазма - это гордость. По словам заместителя директора Института США и Канады в Москве Виктора Кременюка, многие россияне не принимают того факта, что их страна не обладает ресурсами, чтобы играть сильную роль в Центральной Азии: «Думаю, что появление американцев и возможность того, что они останутся в регионе на некоторое время, воспринимается как своего рода вызов российскому господству. Не обязательно как угроза, а просто как вызов, пренебрежение или унижение».

Между тем, по свидетельству ряда аналитиков, точка зрения многих представителей российской военной и политической верхушки не совпадает с точкой зрения самого президента Владимира Путина. Некоторые наблюдатели считают, что Путин с самого начала осознал, что американское присутствие в Центральной Азии - это надолго. Теперь российскому президенту нужно убедить россиян, что приход Соединенных Штатов в Центральную Азию не угрожает интересам России.

XS
SM
MD
LG