Линки доступности

Скандал в Гарварде - 2002-01-14


Слово «ниггер» - «nigger» - в американском контексте давно стало чудовищным оскорблением - символом четырехсотлетней истории расизма, нетерпимости и издевательств над достоинством чернокожих американцев. Этого наследства в Соединенных Штатах лет 25 уже принято стыдиться. Возникшее от латинского «negars» - «черные» - постепенно, к началу XIX века слово это превратилось в бранное, призванное унизить чернокожего.

В нынешней Америке, где принято уважать меньшинства, и где культивируется мультикультурализм, это слово превратилось в запретное, почти в нецензурное. И это не просто дань пресловутой политкорректности. Назвать человека «ниггер» - это не просто назвать его черномазым. Ведь за словом стоят и годы рабства, и суды Линча и белые балахоны ку-клукс-клана. Это оскорбление ранило людей, калечило судьбы, воспламеняло страсти, доходившие порой и до убийств, а уж о многочисленных судебных процессах, которые возникали на почве этого расового оскорбления, и говорить не приходится

За искоренение этого слова выступали активисты негритянских движений шестидесятых годов двадцатого века, боровшиеся за гражданские права. Они называли чернокожее население Америки «нигрос», по аналогии с испанским «негрос» - черные. Однако, когда на смену ненасильственным движениям пришли активисты военизированных «черных пантер» - радикалы семидесятых, самоназвание «нигрос» стало вдруг непопулярным. Былых сторонников медленной десегрегации и интеграции черных в американскую жизнь радикалы стали назвать наследниками дядюшки Тома, Тогда родилось самоназвание «blacks» - «черные». Элдридж Кливер, Бобби Сил, Хью Ньютон и Стокли Кармайкл считали термин «нигрос» слишком приличным, слишком затасканным белым истэблишментом.

Потом, уже в восьмидесятые, с прогрессом цветного населения появился нынешний принятый в США термин «афроамериканцы». Но несмотря на то, что слово это стало едва ли ни нецензурным и уж совершенно точно недопустимым в приличном обществе, профессор юридического факультета гарвардского университета Рэндалл Кеннеди осмелился выпустить книгу под названием «Nigger«. Ее подзаголовок гласит «странная карьера злополучного слова».

Хотя многие усматривают в этом тонко рассчитанный маркетинговый ход, гарвардский профессор делает упор на том, что сами по себе слова злонамеренными не являются «Слово - это непростая штука, - утверждает Кеннеди в интервью газете «Бостон глоб» - Слов «nigger» не определяет самое себя. Оно приобретает значение в зависимости от того, кто его использует, как и с какими намерениями, с какой интонацией и в каком контексте».

Тут профессор бесспорно прав. Хотя возмущенных голосов все равно слышится более чем достаточно. Ричард Дельгадо, профессор права из Колорадского университета в Боулдере возмущен названием книги и считает, что слово «ниггер» вообще не имеет права на существование, ибо несет лишь негативный багаж. Дело в том, что злополучное слово исчезло, дабы неожиданно появиться вновь. Появиться в несколько другой транскрипции. Теперь среди поколения «hip-hop» принято величать друг друга «nigga». Это означает на сленге «свой человек», брат, дружище, наш парень. Афроамериканцы молодого поколения частенько так называют друг друга, шокируя старших соплеменников тех, кто избавлялся от оскорбления.

Но принято это только среди своих. Когда так рискует сказать чужак, белый или «латино», он рискует нарваться на неприятности. Так одно время целая кампания была развязана против певицы Дженнифер Лопес, за то что она не в оскорбительном, а в описательном контексте в одной из своих песен упомянула зловещее слово.

Любопытно наблюдать, как происходит разрыв слов с их первоначальным значением, хотя и происходит это не безболезненно

XS
SM
MD
LG