Линки доступности

Херши, Пенсильвания - 2002-01-06


Следует ли уступать желанию, возникающему при виде одной из запретных статей рациона для тех, кто заботится об уровне своего холестерина или о том, чтобы талия, не приведи Господь, не пополнела хотя бы на сантиметр? Существует несколько довольно убедительных объяснений тому, почему нас так «тянет» на шоколад в минуту жизни трудную, и найдено несколько оправдательных резонов для тех, кого никакие предостережения относительно нежелательных последствий пристрастия к шоколаду остановить не могут. Так как окончательный вердикт все еще не вынесен, я склоняюсь на сторону тех, кто говорит, пожав плечами: «Полноте, перестаньте торчать на бесконечных размышлениях о том, сократится ли ваша жизнь оттого, что вы балуетесь шоколадом, и попросту наслаждайтесь». И посему без всяких угрызений совести предлагаю побывать в городке, жизнь которого на этом школа-де - если позволительно будет так выразиться - держится. Цель нашего путешествия - небольшой пенсильванский городок неподалеку от Харрисбурга, столицы этого штата. Отсюда, с местной шоколадной фабрики отправляются во все страны мира конфеты, с нежными названиями «Киссес» - поцелуи, «Хаггс» - объятия или просто «Херши барс» - шоколадки Херши. Впрочем, это даже не городок, а поселение, шоколадная община внутри небольшого городка Дерри в округе Дофин на юго-востоке Пенсильвании.

Этот «городок в городке» был основан Милтоном Херши, уроженцем Дерри. Свою карьеру он начал с производства карамели в Чикаго и Нью-Йорке. Преуспев в этом деле, Милтон Херши в начале прошлого столетия вернулся в родные места и в 1903 году наладил здесь производство шоколада. Дело пошло на лад, и вскоре вокруг фабрики образовалось поселение, носящие имя ее основателя.

Мы не располагаем сведениями относительно того, как много шоколада ел сам «шоколадный король» Милтон Херши. Известно только, что он дожил до глубокой старости, умер в сорок пятом году в возрасте восьмидесяти восьми лет и отличался большой щедростью: когда в окрестностях Дерри в тридцатом году рядом с его поместьем был разбит живописнейший парк с площадками для игры в гольф, и встал вопрос о строительстве клуба - непременного атрибута подобных парков - Херши решил проблему простым росчерком пера, подарив любителям гольфа свою виллу. Правда, оставив за собой несколько комнат в верхних этажах на случай, если ему самому вздумается поиграть в гольф.

Среди главных туристических приманок Херши, помимо экскурсии по фабрике с непременной дегустацией шоколадок, сделанных на ваших глазах - замечательный Парк аттракционов, который по праву сравнивают с флоридским городом Орландо. Здесь вы можете с головокружительной скоростью мчаться сквозь Шоколадный тоннель с многочисленными конфетными диорамами, воспроизводящими процесс создания шоколадного чуда; можете побывать в шоколадной галерее, где вас, как когда-то Одиссея сирены, зачаровывают сладкозвучные рекламные призывы: «Шоколад Херши, шоколад Херши, куда бы вы ни поехали, где бы ни оказались, вам совершенно необходимо запастись шоколадкой Херши».

Правда, если вы решите задержаться на несколько дней в этом шоколадном раю и поселитесь в гостинице или мотеле (все они, независимо от калибра и размера носят имя Херши), конфет вам покупать не придется: каждый день горничная, убрав ваш номер, оставит шоколадку у вас на подушке. Если вы решите обедать в ресторане при гостинице, счет тоже будет украшен шоколадкой, а у входа в один из самых дорогих местных отелей, выстроенных по образцу средиземноморских гостиниц прошлого столетия, вас встретит «живая» гигантская шоколадка и, дружелюбно пожав вам руку, пожелает провести время наисладчайшим образом. Заметим, что в этом городке даже уличные фонари сделаны в форме миниатюрных шоколадок «Киссес».

Но вернемся к Парку аттракционов. Ежедневно здесь можно посмотреть разнообразнейшие концерты и представления, стоимость которых включена в стоимость билета. Если вас не утомят американские горки и водные аттракционы, непременно загляните в примыкающий к ним зоопарк.

Еще одна достопримечательность: музей, основанный Милтоном Херши в тридцатом году. Изначально он был задуман как музей американских индейцев: в первых экспозициях были представлены одежда и оружие, украшения и предметы их быта. Сейчас, помимо индейского отдела, в музее есть несколько экспозиций - история создания шоколадной фабрики и выставка, посвященная первым немецким иммигрантам Пенсильвании.

Сам основатель первой пенсильванской колонии, квакер Уильям Пенн был выходцем из Англии, но по его инициативе в эти места были привлечены немецкие иммигранты - фермеры и мастеровые, сыгравшие огромную роль в освоении этих пограничных земель к западу от Филадельфии. Осевшие здесь англоговорящие иммигранты произносили слово «дейч» на свой лад, и таким образом пенсильванские немцы превратились в «датч» - голландцев.

Помимо очень замкнутых религиозных общин амишей и меннонитов, здесь обосновались немцы-лютеране, Кстати, именно в этих краях происходит действие знаменитого фильма Питера Уира «Свидетель», герой которого (его играет Харрисон Форд) попадает в общину амишей, начисто отвергающих все современные достижения цивилизации - и электричество в том числе.

Самая примечательная часть исторической коллекции музея была собрана в конце XIX - начале XX столетия торговцем Джорджем Даннером. На третьем этаже своего дома он устроил частный музей, в котором были собраны утварь, старинные песенники, Библии, керамика, часы, ткани, музыкальные инструменты, веретена. Это был, по его собственным словам, музей простых людей-тружеников. Даннер с удовольствием впускал в музей любого, за очень скромную плату, особенно если учесть, что зачастую он развлекал посетителей игрой на всевозможных инструментах. В тридцать пятом году, через восемнадцать лет после смерти Даннера, его семья передала собранную им коллекцию музею.

Сейчас, если вы попадете в музей Херши, у вас появляется уникальная возможность не только увидеть, как жили пенсильванские «датч», но и приобщиться к их опыту. «Эти экскурсии, - говорит куратор Джеймс Мак Махон, - вызывают особенный восторг у детей. Уходя из музея, они будут знать, что жизнь в те времена отличалась от нынешней: вы, скажем, не могли бухнуться в постель так, как это делают нынешние подростки. В те времена застелить постель, привести в ее надлежащий вид было весьма серьезным делом. Ребята могут «поработать» в кухне, оснащенной утварью начала XIX века, или попытаться сплести веревку - словом, почувствовать, как жили люди, которым все приходилось создавать своими руками».

Музей Херши, равно как и знаменитую фабрику ежегодно посещают более миллиона туристов. И если вам доведется быть в их числе, вы не пожалеете, что прикоснулись руками к прошлому этого края и вдохнули и впрямь сладчайший аромат его настоящего.

XS
SM
MD
LG