Линки доступности

Новый год - и шоу-бизнес - 2001-12-31


Конец года в американском шоу-бизнесе является действительным рубежом лишь для кино. Декабрь - пик сезона, и в последний день месяца на экраны один за другим выходят фильмы, создатели которых расчитывают на то, что их лента попадет в списки претендентов на высшие награды американской Академии киноискусства. Что до сезона театрального, то он начинает набирать обороты в День благодарения, а его «плоды» оцениваются лишь в июне, завершаясь присуждением высших театральных наград, премий «Тони».

Но так или иначе, судить о наметившихся тенденциях вполне можно и сейчас, оговорившись, что речь, в сущности, пойдет о Бродвее - главной театральной магистрали страны Сенсация минувшего сезона, мюзикл «Продюсеры» выдвинутый в этом году на премию «Тони» в пятнадцати категориях и завоеваший ее в двенадцати, продолжает собирать полные залы: билеты на спектакль проданы до конца мая. Автор либретто и музыки, он же режиссер спектакля, ветеран шоу бизнеса Мел Брукс со свойственным ему ядовитым юмором умудряется над этим бизнесом издеваться, иронизировать, отпускать убийственные и едва ли не непристойные шутки, с тем чтобы в конце ни у кого не осталось и тени сомнений: шоу-бизнес - его жизнь, а Бродвей - его беззастенчивая и безудержная страсть.

Комментируя успех «Продюсеров», Джералд Алессандрини, у которого за плечами десятки лет работы на Бродвее (об этом чуть позже), справедливо отмечает, что успех мюзикла у многих вызвал надежду на то, что это начало новой эры, эры возрождения музы кального театра. Ан, не тут-то было: «Создается впечатление, - говорит Алессандрини, - что в драматическом театре дела обстоят куда лучше - я имею в виду и драматические постановки, и комедии - чем в театре музыкальном. Возможно, немаловажную роль играет то обстоятельство, что постановки мюзиклов влетают в копеечку».

Алессандрини говорит о мюзиклах, которые делают ставку на всевозможные постановочные эффекты, а таких в последнее время было большинство. Достаточно вспомнить «Кошек», «Мисс Сайгон», «Отверженных». Хотя, разумеется, объяснять интерес к драматическим спектаклям лишь с финансовой точки зрения несправедливо и по отноешнию к авторам этих постановок, и по отношению к зрителям. Тем более, что автор одного из самых успешных спектаклей сезона, «Открытие любви» - крупнейший британский драматург Том Стоппард. А автор другого - «Доказательство» - Дэвид Оборн удостоен за эту пьесу Пулитцеровской премии. Сам спектакль завоевал три высших театральных награды.

Так что мрачные утверждения, что подлинное театральное искусство подменено шумными эстрадными представлениями а ля Лас-Вегас, хоть и имеют под собой почву, все-таки мрачнее, чем к тому есть основания, ибо на Бродвее вновь идут спектакли, относящиеся к разряду «straight» - то есть драматические постановки, не мюзиклы, по пьесам несомненных литературных достоинств. И при этом они пользуются явным зрительским успехом и идут, если и не в переполненных залах, то почти в аншлаговых.

Что до всегдашних кормильцев Бродвея - мюзиклов, то безусловной сенсацией сезона стала театральная версия британского фильма «Full Monty» («В чем мать родила»). Даже грозный нью-йоркский критик Бен Брантли удостоил спекталь одобрительной рецензии. А зритель валит на него валом.

Правда, все тот же Джералд Алесандрини, композитор и продюсер знаменитого шоу «Запрещенный Бродвей», говорит, что успех нынешних мюзиклов вызывает у него ностальгию по прежним временам. «Сейчас вы не увидите мюзиклов, которые шли на сцене лет двадцать назад, - замечает Алессандрини. - Скажем, «Суинни Тодд» или «Воскресенье в парке с Джорджем» или «Маленькая ночная серенада». И продюсер этих спектаклей Харолд Принс, и их композитор Стивен Сондхайм знали, что такое риск. Сейчас продюсеры берутся лишь за «надежные» названия. Я не говорю, что это непременно плохо. Это означает лишь, что Бродвей потерял былой запал».

И очень часто попросту переносит на сценические подмостки то, что уже имело успех на экране - это уже говорю я. И упомянутый мюзикл «Full Mоnty» - тому живой пример. Впрочем, есть и оригинальные начинания. Например, мюзикл «Зусикл» - слово составлено из имени автора замечательных детских книжек Доктора Зуса и второй половины слова «мюзикл». Спектакль рождался с огромными трудностями. До премьеры сменились и художник по костюмам, и режиссер, а охочие до сенсаций журналисты похоронили его, не успев повидать. Но, как известно, американский шоу-бизнес обожает истории возрождения из пепла. Мюзикл, пережив ряд переделок и доработок, и после предварительной обкатки в Бостоне, занял достойное место в репертуаре Бродвея. И даже удостоен нескольких номинаций на «Тони». Кстати, он заткнул за пояс многие детские фильмы и в смысле содержательности, в смысле изобретательности, и в смысле заразительности.

Говоря о сценических версиях популярных детских книг, от всей души надеюсь, что тетральные деятели не возьмутся за Гарри Поттера, пережившего свой первый экранный успех, на который он был обречен по определению, независимот от качества экранизации. О последней должна с огорчением сказать, что дальше добросовестного и очень посредственного следованиия букве, но отнюдь не духу этой дивной книжки Крис Коламбас, режиссер ленты не пошел: ни ее аромата, ни ее магии. Так что пусть детишки читают…

Но это - «а пропо». А сейчас, возвращаясь на Бродвей, спешу сообщить вам, что на подмостках театра «Винтергарден», того самого, в котором на протяжении многих лет шел британский импорт, мюзикл «Кошки», идет опять-таки британский мюзикл, «Мамма Миа», в котором звучат песни когда-то популярной шведской группы «Абба». Одна из песен и дала название мюзиклу.

Алессандрини считает, что успех музиклу «Мамма Миа» обеспечили прежде всего сами мелодии группы, к которой вновь проснулся интерес. И еще тот факт, что спектакль, в отличие от многих нынешних шоу, обладает четкой и крепкой конструкцией, выглядит, как непринужденная импровизация, с известной долей ностальгии и без всяких претензий на зрелищность.

Шоу самого ветерана Бродвея, Алессандрини «Запрещенный Бродвей», отмечающее двадцатилетний юбилей, по-прежнему пользуется успехом зрителей, и в этом году попало в список самых смешных постановок Бродвея. Каждый год этот спектакль-пародия обновляется за счет очередных бродвейских премьер. Главный принцип его - «смеяться вовсе не грешно над тем, что кажется смешно». Особенно если относишься к объекту сатиры не только с юмором, но и с любовью. А любви к Бродвею Алессандрини, как и Бруксу, не занимать.

XS
SM
MD
LG