Линки доступности

«Белорусский мотив» - 2001-12-25


Минуло 3 месяца со дня переизбрания Александра Лукашенко президентом Республики Беларусь. «100 дней власти» - срок, когда по первым шагам новой администрации принято оценивать ее как успешную либо неудачную.

С точки зрения рядовых граждан изменений в Беларуси мало, и в основном они к худшему. Примерно 70% предприятий работают в убыток и часто отправляют сотрудников в неоплачиваемые отпуска, частный бизнес едва шевелится под 40 (!) налогами, инфляция достигла рекордного уровня в 65%, в то время как в среднем по СНГ составляет всего 12%, а обещанную перед выборами зарплату в 100 долларов увидела не вся республика, а лишь отдельные работники отдельных структур. Профессионалы оценивают положение еще хуже. В частности, министр юстиции Беларуси Виктор Голованов назвал экономику республики «болезненно нестабильной» и отметил, что субъекты хозяйствования настолько обеднели, что даже не в состоянии материально отвечать по судебным искам.

В это же время на фоне трудностей с хлебом насущным разыгрывается масштабное зрелище. Режим Лукашенко использует проверенный отвлекающий маневр: по выражению самого президента, «разыскиваются те, кто ему мешает». На этот раз в немилости оказались руководители крупных предприятий.

Сигналом к началу операции стал арест еще в конце ноября начальника Белорусской железной дороги Виктора Рахманько. По результатам тщательной проверки его обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями и хищении государственного имущества в особо крупных размерах. При этом случился казус. Г-н Рахманько – депутат Национального Собрания и, следовательно, обладает иммунитетом. Белорусские парламентарии, которых, как известно, назначает президент Лукашенко, почти неделю ждали указа свыше о том, отдавать ли своего коллегу в руки Фемиды. После чего, получив этот указ, проголосовали единогласно и в 5 минут…

Честно говоря, слухи о том, что на Белорусской железной дороге не все чисто, ходили уже давно. Поэтому факт ареста ее начальника только упрочил в глазах общественности славу Лукашенко как борца с коррупцией. Однако следующее задержание не могло не вызвать вопросов. За решеткой оказался Леонид Калугин, директор Минского завода холодильников «Атлант», - одного из немногих на сегодня рентабельных белорусских предприятий. Ему вменяли использование фальшивых платежных документов, невозвращение валютных средств из-за границы, злоупотребление служебным положением и даже незаконное предпринимательство. Примечательно, что подробная проверка на «Атланте» не проводилась. Сегодня с Леонида Калугина сняты многие обвинения, но тем не менее он остается под стражей.

Судьбу Рахманько и Калугина разделили директор столичного стадиона и ярмарки «Трактор» Олейников, якобы за получение мизерной взятки; глава крупнейшего в Беларуси авторынка «Кольцо» Василевский, якобы за нарушение правил валютных операций и таможенного законодательства; и десятки других лиц. Всего в рамках президентской «чистки» возбуждено более 200 уголовных дел, по которым проходит почти 1000 человек.

Более того, примерно сто уже вступивших в силу приговоров извлечены из архивов на пересмотр ввиду мягкости наказания. Конституционный Суд республики был даже вынужден принять к рассмотрению ужесточающие поправки по делам о взятках. Жители Беларуси уже успели коротко и метко окрестить происходящее словцом «хап» - от белорусского «хапаць», то есть «хватать». Причем теперь этот «хап» из чисто руководящего, директорского имеет шанс стать номенклатурным. Глава белорусского Минздрава Владислав Остапенко заявил на днях о намерении «менять чиновничий аппарат Министерства. В Минздраве сложилось лобби западных медицинских компаний, - продолжил министр. - По статистике две трети всех случаев взяточничества в бюджетной сфере приходятся на образование и здравоохранение. Президент сделал первый шаг, теперь дело за мной», - подытожил г-н Остапенко.

В качестве мотивов очередной акции белорусского режима называют несколько фактов. Первый лежит на самой поверхности: Лукашенко, убедившись, что после выборов ему ничто не угрожает, расправляется с неугодными. Упомянутый Леонид Калугин, например, выдвигал свою кандидатуру на прошедшие выборы. В итоге выбыл не только из президентской гонки, но и лишился директорского кресла. Собрание акционеров завода «Атлант» уже назначило руководителем другого человека.

Вторая причина также касается Александра Лукашенко и его власти. Газета «Нойе цюрихер цайтунг» отмечает, что сильные и независимые белорусские предприятия вполне обойдутся и без нынешнего президента, - в то время как они сами представляют угрозу для шаткой модели планового хозяйства, за которую Лукашенко ратует. «Даже самые осторожные экономические действия пошатнут монополию президента на власть», - констатирует газета.

Польская «Газета выборча» затрагивает иной аспект этой же темы. «Унитарное правление Лукашенко невыгодно российским олигархам, имеющим прямые интересы в белорусской промышленности, - пишет газета. – Ведь если, к примеру, Минский автозавод уйдет из-под государственного контроля под крыло «Сибирского алюминия», то вместе с ним уйдут и деньги родственного частного бизнеса. И тогда огромная масса людей сможет сама решать, какая власть ей нужна. Для режима это означает смерть».

В поддержку анализа «Газеты выборчей» свидетельствует тот факт, что за арестованного Леонида Калугина немедленно вступились его российские партнеры по бизнесу, в результате чего следствие с самого начала пошло не по задуманному сценарию расправы с деятелем оппозиции.

XS
SM
MD
LG