Линки доступности

Новое правительство Афганистана - 2001-12-17


После долгих дебатов в Бонне было достигнуто соглашение о формировании нового правительства Афганистана. Но признают ли его воюющие между собой группировки? Ответы могут быть разными, но несомненно, что в этом соглашении заключена надежда на мир в этой разоренной войной стране.

По мнению Лари Гудсона, профессора колледжа Бентли и автора книги «Бессрочная война Афганистана», для нового правительства страны есть два возможных сценария. Один - оптимистичен: «Афганцы понимают, что это их последний шанс. Они понимают, что при мирном развитии событий международные доноры предоставят крупные средства на восстановление страны. Поэтому министр внутренних дел Юнус Кануни, министр иностранных дел Абдулла Абдулла и их единомышленники из нового поколения афганских руководителей деляют все возможное для реализации этой идеи».

Но есть и пессимистичный сценарий: «Лидеры многих фракций недовольны процессом формирования правительства и отказались к нему примкнуть. А среди тех, кто подписал соглашение, есть сомневающиеся в его дееспособности».

Среди таких участников процесса - Анвар Агади, профессор политологии колледжа «Провиденс», который отверг предложение стать одним из тридцати министров кабинета промежуточного правительства, которое начнет свою работу в Кабуле 22 декабря. Агади поддерживает соглашение в принципе, но не согласен с составом кабинета министров. Как пуштун, он опасается, что таджики и другие члены Северного альянса получили в правительстве слишком много мест за счет пуштунов, составляющих большинство населения страны. К тому же переговоры, по его словам, проводились в слишком большой спешке: «Нас просто познакомили с составом правительства и не было времени для его анализа. Список был оглашен без четверти пять утра, а к восьми мы уже должны были представить решение».

Ашраф Гани, профессор антропологии в университете Джонса-Хопкинса и советник ООН по Афганистану, возражает, утверждая, что это только начало. В ближайшее время будет созвана национальная ассамблея - Лойя Джирга, на которой будет представлен весь спектр общественного мнения страны. «Крайне важно чтобы в политическом процессе участвовали все фракции. Этническое представительство в кабинете министров на данном этапе имеет второстепенное значение».

Некоторые полевые командиры уже заявили, что не будут подчиняться временному правительству. Самый влиятельный из них, Дустум настоятельно рекомендует правительству не пытаться распространить свою власть на северные районы, занятые его силами, во избежание нежелательных последствий. Но профессор Гани не видит в этом особого повода для беспокойства. Боевые командиры попросту хотят примкнуть к правительству на наиболее выгодных условиях. Так, собственно, и создаются коалиции.

Томас Грин, бывший американский дипломат, служивший в Афганистане, доволен соглашением, заключенным в Бонне: «Статьи конституции будут основаны на Конституции 64 года, которая была принята в мирное время и в условиях почти единогласного одобрения в Афганистане. Король был на троне, и королевская семья мирно передала власть парламенту и демократии». Сегодня условия другие, и, как отмечает Грин, полностью Конституция не будет приемлема, но в ней заключен шанс на мирную передышку.

Цель переходного правительства Афганистана, сформированного в Бонне, сплотить различные фракции в стране до выборов на большой ассамблее постоянного правительства. Существуют опасения, что может опять начаться вражда, которая в начале 90 годов привела талибов к власти.

По словам автора книги «Бессрочная война Афганистана» Лари Гудсона, лидеры крупных воюющих фракций активизировались. Если это будет продолжаться, то Афганистан вновь будет напоминать картину начала 90 годов: заставы на дорогах каждые несколько километров, взимание денег за проезд, а часто и убийство переезжающих с места на место людей. Это будет правление силой оружия: «Возможно, что анархия и беззаконие будут продолжаться в некоторых частях страны, в то время как в других будут царить мир и покой. И Кабул вряд ли сможет оказывать большое влияние на то, что там происходит».

Но Томас Грин утверждает, что боевые командиры, возможно, усвоили урок. Не подчиняясь правительству, они могут многое потерять, а выиграть мало. «Самая большая опасность исходит от Дустума, лидера узбеков, и Исмаел-хана, лидера в Герате. Я надеюсь, что когда мир придет в их родные провинции, они поймут выгоды мира для себя и не станут делать ничего такого, что разрушило бы этот мир».

Хотя профессор Анвар Агади из колледжа «Провиденс» отказался от поста министра, он тоже считает, что центральные власти станут авторитетом для полевых командиров: «Я думаю, что правительство постепенно распространит свою власть на территорию страны, и ему не придется сталкиваться сразу с Дустумом или Исмаел-ханом и другими. Правительство получит достаточно международной поддержки, что окажет давление и на командиров и побудит их следовать в русле общей политики».

Агади и другие считают, что для контроля над полевыми командирами необходимо присутствие международных сил, пока новое правительство не укрепится у власти. США хотели бы закончить войну до прибытия международных сил, но Ричард Хаас, директор отдела планирования в госдепартаменте, говорит, что международные силы могут прибыть в страну к началу работы переходного правительства в Кабуле 22 декабря.

Лари Гудсон считает, что в деле обеспечения безопасности в Афганистане Соединенным Штатам следует поспешить: «В Вашингтоне, кажется, не хотят думать о строительстве нации в Афганистане или о военном присутствии, кроме как в начальной стадии операции. США, мне кажется, должны дать понять, что мы знаем, что необходимо, чтобы Афганистан опять стал нормальной страной». Разрушенное государство, как напоминает Гудсон, порождает терроризм. Так что Афганистан не должен во второй раз пойти по неверному пути.

«Этому не дадут случиться, - говорит Ричард Хаас. - У США достаточно ресурсов и выдержки».

Как это будет принято? В своей статье в «Нью-Йорк Таймс» Лайли Хелмс, бывший советник в министерстве иностранных дел талибов, пишет, что даже талибы считают США честным игроком, который может помочь сохранить Афганистан.

XS
SM
MD
LG