Линки доступности

Можно ли справиться с международным терроризмом? Мнение эксперта - 2001-12-15


Пол Бремер двадцать три года проработал на американской дипломатической службе. С 1983 по 1986 годы он был послом США в Нидерландах. А с 1986 по 1989, когда президентом был Рональд Рейган, Бремер исполнял обязанности специального американского посланника по борьбе с международным терроризмом.

При президенте Клинтоне Пол Бремер стал первым председателем созданной в 1999 г. Национальной комиссии по терроризму, основная задача которой - изучение международного терроризма, направленного против США. По достижения максимального возраста пребывания на дипломатической службе Пол Бремер вышел в отставку и теперь работает частным консультантом по вопросам терроризма.

Нынешняя антитеррористическая война, считает Бремер, вступает в очень опасную фазу, связанную с тем, что Усаму бин Ладена загнали в угол и поэтому, возможно, увеличилась угроза активизации международного терроризма. Оценки Полом Бремером нынешней антитеррористической войны содержались в его выступлении на заседании Совета по мировым делам - общественной калифорнийской организации, находящейся в Лос-Анджелесе.

Еще в прошлом году Бремер предупреждал об усилении активности террористов в США, напомнив напомнил о предпринятой в Нью-Йорке попытке взрыва Всемирного торгового центра в 1993 году, в результате которой шесть человек погибло и более тысячи были ранены. Активизация международного терроризма в США после этого террористического акта, скорее всего, только увеличилась, говорил он, и это, очевидно, проявится в обозримом будущем.

К сожалению, Бремер оказался провидцем. После событий 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне он говорил, что, предупреждая о терактах, невозможно точно предсказать место и время будущего злодеяния. Можно лишь довольно неопределенно предполагать возможные события. Так, например, сейчас можно говорить, что Усаму бин Ладена скоро убьют или арестуют, а также о том, что может произойти до или после этого.

«Мы находимся в очень опасном периоде анти-террористической войны, - говорит Бремер, - поскольку бин Ладен, как нам известно, еще жив. А где-то через неделю он уже может быть мертв. Прячась в афганской пещере, он хорошо знает, что жить ему осталось примерно неделю. И вполне вероятно, что он лихорадочно пытается организовать теракты, чтобы уйти из жизни с громкой террористической музыкой».

«Не исключено, - сказал Бремер, - что бин Ладен потерял связь со своими соратниками в других частях света. Однако отсутствие связи не устраняет угрозы терактов, поскольку нынешние террористические организации могут действовать автономно».

По словам Бремера, в 80-е годы большинство террористических организаций действовало против конкретных политических врагов, напоминая регулярные воинские подразделения. Они, кстати сказать, зачастую именно так себя и называли - «Красная Армия», «Красные Бригады» и так далее. При этом террористические организации, подобно регулярным воинским подразделениям, опирались на государственную поддержку, - например, со стороны таких государств, как Иран, Ливия или Сирия. А сегодня террористы действуют уже не так политически целенаправленно и не так по-военному организованно, как раньше. Зачастую ими руководят даже не политические, а религиозные побуждения, а поэтому угроза, исходящая от них, стала относительно широко направленной.

Кроме того, указывает Бремер, стало труднее внедрять агентуру в новые террористические организации, поскольку они действуют автономно друг от друга. Если у них и есть центральный орган, то он не руководящий, а скорее координирующий.

Правда, в любом случае, считает Бремер, договариваться с сегодняшними террористами бесполезно, поскольку они действуют отнюдь не потому, что чего-то не знают. Так например, сегодняшние террористы, считающие Америку своим врагом, знают Соединенные Штаты более чем хорошо. Но, скажем, открытость американского общества они расценивают как открытость для аморальности: «Сегодняшние террористы не стремятся к переговорам. И действительно, о чем, к примеру, мы можем вести переговоры с «Аль-Кайдой»? Ею движет глубокая ненависть к Америке, к самим основам американского общества, и устранить эту ненависть путем переговоров невозможно. Что мы можем сказать террористам на таких переговорах? - спрашивает Бремер. - Разве можем мы согласиться с их убеждением, что следует лишить женщин права голоса? Полагаю, что такие вещи не подлежат обсуждению. И вообще нам не о чем с ними разговаривать. Нам их надо просто уничтожить».

Бремер считает правильным, что американская администрация решила нанести удар по таким опорным базам террористов как те, которые находятся, например, в Афганистане. Но он предупреждает, что какой бы успешной ни была антитеррористическая стратегия Вашингтона, она не в состоянии полностью защитить Америку от терактов, поскольку американское открытое общество до тех пор, пока оно будет сохранять свою открытость, останется уязвимым для террористов.

«Довольно трудно от последствий переходить к причинам, - говорит Пол Бремер. - Но если говорить о причинах, то следует сказать, что в последнее десятилетие бин Ладен со своей «Аль-Кайдой нас явно опережают. Они постоянно задумывают нечто такое, что нам даже в голову не приходит». Поясняя свою мысль, Бремер говорит, что если террористические организации, действия которых координировала «Аль-Кайда», продолжают по-прежнему существовать, то они, вполне возможно, планируют такие теракты, каких раньше никогда не было, какие немыслимо себе представить и от каких поэтому нет пока никакой защиты.

Бремер напоминает, что терроризм, как и преступность, под разными личинами существовал на протяжении всей человеческой истории. И так же, как и преступность, терроризм невозможно совершенно ликвидировать. И то и другое можно лишь обуздать, то есть удерживать на самом минимальном уровне, который не угрожает нормальной жизни общества. А для этого все страны мира должны всячески затруднять деятельность террористов, чтобы у тех не было ни убежищ, ни опорных баз, ни финансовых средств. То есть надо следовать политике администрации президента Буша. И, конечно же, необходимы решительные антитеррористические меры - например, усиление правоохранительных органов, как это делается сейчас в США, считает Пол Бремер, потративший много лет своей жизни на борьбу с международным терроризмом.

XS
SM
MD
LG