Линки доступности

«Асфальтовая нация» Джейн Хольц Кей - 2001-12-04


Это факт общеизвестный – среди американцев больше автовладельцев, чем среди всех остальных народов мира, и в среднем американец проезжает на своем автомобиле в год расстояние значительно большее, чем статистически средний автолюбитель где бы то ни было. С наступлением сумерек городские центры Америки пустеют: большинство горожан живут, работают, ходят за покупками, развлекаются – на просторных окраинах, где так легко передвигаться по прекрасным пригородным шоссе и автострадам и где нет проблем с парковкой. Дома американцы предпочитают строить поодаль друг от друга, окружая их просторными лужайками, в результате чего улицы необычайно растягиваются, делаются почти неодолимыми для пешехода. Этот стиль жизни зависит от автомобиля, и большинство американцев принимают его как неизбежный и не такой уж плохой итог исторического выбора, сделанного их предками: жить свободно в стране свободного предпринимательства.

В последнее время американские футурологи все чаще говорят о том, что с развитием новых средств телекоммуникации этот разреженный образ жизни XX века приведет в XXI веке к тому, что непосредственные контакты между людьми вообще станут необязательными. По их мнению автомобили и Интернет в XXI веке выживут, а города вымрут.

Надо ли говорить, что многим социологам, историкам, писателям такое будущее представляется куда как мрачным. Начиная с нашумевшей в 1961 году книги Джейн Джекобс «Смерть и жизнь великих городов Америки», появилось немало сочинений, в которых осуждается необузданная автомобилизация страны, несущая (по мнению авторов) разрушение социальных связей, разрушение окружающей среды, разрушение экономики - и нередко разрушение здоровья и индивидуальной человеческой жизни. Книга Джейн Хольц Кей «Асфальтовая нация» – последняя в этом ряду и, наверное, первая по страстности антиавтомобильных обличений. И разоблачений. Вот какие автомобилевладельческие идеи Джейн Хольц Кей считает мифами.

«Машина экономит нам время». Да, на автомобиле можно быстрее, чем пешком, попасть из точки А в точку Б. Но в современной Америке жилье, работа, магазины и другие постоянно посещаемые точки А, Б и так далее настолько рассредоточились, что в среднем на их посещение на автомобиле уходит больше времени, чем если бы они были сконцентрированы на расстоянии нескольких кварталов, где их можно было бы обойти пешком за полчаса. Не говоря уж о том, что те старики или, наоборот, подростки, или те, кто по состоянию здоровья не могут водить машину, в условиях пригородного житья фактически лишены свободы передвижения.

«Частный автомобиль означает меньшие траты на транспорт за счет налогоплательщиков». Общая сумма прямых и скрытых субсидий автомобильной и автодорожной индустрии в семь раз превосходит расходы на общественный транспорт в США.

«Строгие правила, разрешающие эксплуатацию в Америке только машин с системой очистки выхлопных газов и только на высокооктановом бензине, привели к очистке воздуха». Да, но возрастающее число автомобилей в эксплуатации сводит эти достижения на нет.

«Американец счастлив за рулем своего автомобиля, потому что все ему доступно». Американец жиреет за рулем своего автомобиля, страдает сердечно-сосудистыми и прочими заболеваниями, незнакомыми энергичному пешеходу.

И так далее, и тому подобное. Взять хотя бы проблему изношенных покрышек. Их выбрасывается 250 миллионов в год. В таком количестве их нельзя сжечь, закопать, утопить без серьезной угрозы для воздуха, почвы и воды. Многочисленные проекты их вторичной утилизации все оказались непрактичными. Резиновые гималаи продолжают нарастать.

А пробки! Подсчитано, говорит Джейн Хольц Кей, что коллективно американцы застревают в автомобильных пробках на 8 миллиардов человеко-часов в год. А между тем, напоминает она, Генри Форд, когда он в 1908 году начал выпускать свою «Модель Т», с которой началась эра доступных массовых автомобилей, говорил, что одно из главных преимуществ автомобильного транспорта он видит в очистке окружающей среды – до 1908 года дороги и улицы Америки были, видите ли, слишком запачканы лошадьми.

Джейн Хольц Кей решительно рекомендует соотечественникам взять за образец Западную Европу, где благодаря несравненно более высоким налогам на бензин и автомобили, а также несравненно более строгим законам, регулирующим землепользование, существует прекрасный общественный транспорт. На расстоянии пары километров от небоскребов Дюссельдорфа, самого богатого города в мире, мирные немецкие бауэры трудятся на своих полях. По представлениям иных американцев, эту землю тысячекратно выгоднее было бы использовать под автострады и паркинги, и бауэры бы разбогатели, продав ее под эти дела. Но нет, местные законы категорически запрещают какое бы то ни было освоение сельскохозяйственных территорий.

Джейн Хольц Кей полагает, что ее соотечественники скоро опомнятся и вернутся к традиционной модели городского квартала, где можно посиживать на своем крыльце, наблюдая, как соседи не торопясь пешком идут на работу, с работы, в лавочку... А для поездок на дальнее расстояния американцы будут, как советует футуролог и архитектор Моше Сафди, брать напрокат электроавтомобили вместо того, чтобы держать постоянно свой собственный, да еще и жрущий бензин.

Это, конечно, утопия. Но когда в прошлый раз, подъезжая к Нью-Йорку, я просидел в пробке, как мне показалось, один миллиард из тех самых 8 миллиардов человеко-часов, я думал о том, как такая утопия все же привлекательна!

XS
SM
MD
LG