Линки доступности

Ричмонд, Вирджиния<br>Часть 2 - 2001-12-04


Нашу сегодняшнюю прогулку по Ричмонду мы начнем с Джексон-уорда - района, который часто называют «Гарлемом Юга». Задолго до начала Гражданской войны Севера и Юга здесь обосновалась самая крупная в Соединенных Штатах негритянская община. А после окончания войны в Джексон-уорд устремились тысячи бывших рабов и воевавших на стороне Северных штатов черных солдат.

Район этот между улицами Первой и Клей напоминает знаменитый Французский квартал Нового Орлеана. Особенно разительно это сходство, когда поднимаешь голову и видишь украшенные чугунным литьем решетки балконов -непременный атрибут здешних домов начала XIX столетия.

«Мисс Мэгги»

Одна из достопримечательностей Джексон-уорда - особняк Мэгги Ли Уокер, оставившей глубокий след в истории города и его черного населения. В 1903 году Мисс Мэгги, как почтительно называли ее клиенты, основала банк, который - в отличие от остальных банков города, отказывавшихся принимать денежные вклады от черного населения - обслуживал африканскую общину города. Мэгги Уокер, дочь бывшего раба, стала первой в истории Америки женщиной, открывшей и возглавившей своей собственный банк, три отделения которого функционируют по сей день.

Благодаря усилиям Ричмондского Исторического Общества кирпичный особняк, в котором жила Мисс Мэгги, реставрирован и открыт для посетителей. Особое впечатление производит просторный рабочий кабинет Мисс Мэгги со стоящими вдоль стен стеллажами книг и фотографиями тех времен: непритязательная, но элегантная мебель, деловая строгость и вместе с тем уют и теплота: так и кажется, что сейчас сюда войдет эта чернокожая женщин, устроится поудобнее в кресле с кожаной обивкой и произнесет певучим низким голосом: «Знаете, как мне удалось все это - и банк, и собственная газета, и универмаг «Империя Святого Луки»? Я была убеждена, что образование в сочетании с упорством открывают двери для тех, кто в них хочет войти. И еще я верила в то, что мы должны строить свою судьбу своими собственными руками...»

Джексон-уорд - в очень большой степени благодаря деятельности Мисс Мэгги - стал местом, где зародилось и процветало черное антрепренерство. В этом «городе внутри города» были свои успешные бизнесмены, врачи, адвокаты. И свой шоу-бизнес, пик которого пришелся на первую половину XX. Здесь, отыграв для белой аудитории в театре «Mosque», расположенном в даунтауне, выступали джазовые музыканты, имена которых вошли в историю американского джаза.

Ночная жизнь Джексон-уорда

Вторая улица, «The Deuce», как называли ее местные жители, была центром ночной жизни района, где «джемминги» иногда заканчивались с рассветом, где выступали Сачмо и Дюк. Здесь в отеле «Слотер» останавливались знаменитый черный боксер Джо Луис и звезда баскетбола Уилли Мэйс. Здесь же в клубах и ресторанах, выступал знаменитый Билл Боджанглс Робинсон - один из первых танцовщиков, заразивших Америку «чечеточной болезнью». Его летящая, танцующая фигура на высоком постаменте с приподнятым над головой котелком - память о 20-х - начале 30-х годов, когда победным маршем по стране шагали - или лучше сказать «отбивали чечетку» - водевили и бурлески, и ничто не предвещало грядущей «великой депрессии»...

По странной иронии судьбы в 60-е годы Джексон-уорд пришел в упадок. Движение за гражданские права и процесс десегрегации привели к отмене запретов и ограничений для черного населения: поэтому нужда в отдельных банках и учреждениях для негров постепенно отпадала, закрылись многие рестораны и кинотеатры, опустели отели. Джексон-уорд стал тихим жилым районом с маленькими лавчонками и забегаловками, пивными и парикмахерскими. От былого блеска почти не осталось следа. Впрочем, поговаривают о том, что самые знаменитые места Джексон-уорда вот-вот начнут реставрировать - и, кто знает, может быть, над Джексон-уордом вновь засверкают неоновые огни ресторанов и отелей...

Музей

Но это дело будущего. А в настоящий момент мы вновь вернемся к прошлому города в весьма своеобразном преломлении гидов музея «Валентайн», занимающего особняк в неоклассическом стиле, построенный в 1812 году архитектором Александром Пэрисом: комнаты особняка (их семнадцать) расположены по спирали вокруг центральной залы с опять-таки завивающейся по спирали вверх лестницей. Первоначально особняк принадлежал адвокату Джону Вихаму, во второй половине XIX столетия его владельцами стали братья Валентайны, один из которых - Эдвард - был скульптором. Он создал портреты многих знаменитых полководцев-конфедератов, в том числе генерала Роберта Ли. Музей же как таковой был основан Мэнном Валентайном-младшим, который торговал в начале XX столетия мясными концентратами в качестве тонизирующего средства и сколотил на этом громадное состояние.

Романтическая экскурсия по Ричмонду

В музее собраны прекрасные коллекции стекла и фарфора, старинной мебели, предметов быта и одежды XIX столетия. Но гвоздь исторических презентаций музея - это тур по городу, который иначе как «экскурсией в любовное прошлое» Ричмонда не назовешь. Он начинается с довольно необычного места - посещения кладбища «Голливуд» (никакой связи с кинобизнесом), где похоронены бок о бок Эллен Глазгоу, автор хроник ричмондской светской жизни, удостоенная в 1941 году премии Пулитцера, и знаменитый ричмондский адвокат с которым они были помолвлены. Но он не придумал ничего лучшего, как, отправившись в деловую поездку по Европе, влюбиться в королеву Румынии. Сердце Глазгоу было разбито, свадьба отменена, и сейчас, как иронизирует экскурсовод, по чьему-то недосмотру (или злому умыслу) они лежат рядом и, вероятней всего, переворачиваются в гробу от злости.

Среди историй, которые успеваешь узнать за время романтической экскурсии, есть печальные и трогательные, загадочные и трагические. Герой одной из них - Джон Маршалл, офицер революционной армии, ставший первым председателем Верховного Суда Соединенных Штатов. Как гласит молва, этот статный двадцатичетырехлетний красавец, всеобщий любимец и душа общества, влюбился без ума в скромную тихую шестнадцатилетнюю девушку по имени Полли. Она страдала жуткими головными болями, и однажды, когда у нее случился приступ мигрени, Маршалл умолил служителей всех ричмондских церквей на две недели остановить колокольный звон. Это была счастливая любовь и счастливый брак, хотя в тот момент, когда Маршалл сделал Полли предложение, она от растерянности не смогла произнести ни слова и лишь качала головой, что было истолковано Маршаллом как отказ.

Но история, рассказывает экскурсовод, кончилась благополучна: сестра Полли, отрезав у скромницы прядь волос, вскочила на коня, догнала бравого офицера и вручила ему эту прядь в знак согласия на брак. Он хранил ее в золотом медальоне, который никогда не снимал с груди, до самой смерти, пережив свою возлюбленную на три с половиной года.

XS
SM
MD
LG