Линки доступности

Остров Монхиган. Часть 2 - 2001-12-01


Сегодня мы продолжаем знакомство с островом Монхиган в двенадцати милях от Атлантического побережья штата Мэн. Час на редкость приятной морской прогулки на почтовом судне «Анна Би» - и вы на острове.

«Анна Би» совершает в день несколько рейсов между Монхиганом и «материком», как говорят местные жители. Иногда, впрочем, отправляясь на побережье, они говорят еще: «Сегодня мне надо побывать в Америке». Без тени какой-либо иронии, как если бы остров являл собой некую самостоятельную суверенную величину. Впрочем, в известном смысле он таковым и является. Это не значит, что здесь не соблюдаются законы, предписания и правила материка. Но есть здесь и свои собственные, хотя и неписаные, но абсолютно незыблемые. Свои правила, свой кодекс чести, передаваемый из поколения в поколение...

Рыбная ловля - главный промысел жителей острова. Летом островное население - человек двести, зимой здесь остается человек шестьдесят- семьдесят. В основном рыбаки и их семьи, не зависящие от материковой пресной воды: те, у кого есть колодцы. Год у рыбаков начинается первого декабря - «Trap day», когда официально разрешается ставить ловушки на крабов.

Монхиган иногда в шутку называют «рыбацким мозговым трестом»: из шестнадцати краболовов, живущих на острове, семеро - обладатели дипломов высших учебных заведений. Один из них - Рэй, по совместительству работающий в бакалейной лавке (практически у всех есть вторая работа, одной не прокормишься). Так вот: Рэй - бывший архитектор. Когда его спрашивают, почему он решил поселиться на острове и стать краболовом, он отвечает: «Никто мне не указ. Хочешь выходить в океан - выходишь. Не хочешь - не выходишь». Исчерпывающе просто. Ни прибавить, ни убавить.

Брайан Хичкок, окончивший университет по специальности «промышленный менеджмент», говорит, что больше всего в крабьем промысле его привлекает элемент неожиданности. «Никогда не знаешь, - смеется он, - что пошлет тебе океан. Сегодня - голубые крабы, завтра... Кто знает? Не поверите, но однажды мне попался краб наполовину черный, наполовину серый».

Правила отлова крабов на острове на редкость строгие. Одни из них установлены штатными законами, другие - местными традициями. Скажем, в «trap day» на крабов выходят либо все, либо никто. Право отлова в специальной зоне имеют лишь те, у кого есть монхиганская лицензия. Таков закон, принятый штатной легислатурой. А вот кто имеет право на эту лицензию - тут дело обстоит не так просто. Старожилы утверждают, что настоящие краболовы знают свое место и ни за какие деньги на свете «купить» его на Монхигане нельзя.

Вообще же крабий промысел - дело суровое , требующее сноровки, закалки и терпения. И далеко не всегда прибыльное. Особых развлечений на острове нет: обычно после дня, проведенного в океане, рыбаки собираются магазине Шермана Стенли. Если кто-то по какой-то причине не явился на неофициальную поверку, тут же отправляется посыльный - узнать, все ли в порядке, не приключилась ли какая-то беда...

Островная детвора - тоже народ особый: в местной школе всего один класс для приготовишек. Так что, став постарше, они начинают «плавать» в школу на «Лоре Би» или еще одном суденышке «Элизабет Анна», курсирующем между островом и материком и доставляющем их в школу и обратно...

Ландшафт острова - холмистый, с многочисленными тропами и тропинками, вьющимися вдоль живописных холмов и пригорков. Одна из излюбленных туристических троп общей протяженностью около семнадцати миль приводит к вершине утеса. который круто обрывается над океаном. Здесь после небольшого пикника можно усесться с биноклем и наблюдать за пернатыми: их здесь такое разнообразие, что вполне разумно прихватить с собой справочник, с тем, чтобы знать, кто попал в поле твоего зрения.

Отсюда, с утеса, открывается потрясающий вид на остров с серовато- зеленоватыми крышами аккуратных домиков, ярким пятном маяка и примостившейся к нему школой, проплешинами топей и густыми зарослями хвойного леса. Островной центр - почтовое отделение, несколько бакалейных лавок и галерей, около полудюжины постоялых дворов (inn), открытых только в летнюю пору. Самый популярный отельчик острова - «Island Inn», владельцы которого - люди радушные и гостеприимные.

Лето- самое отрадное и благодушное время для островных жителей. Одна беда - олени, которых завезли завезли сюда в начале 50-х годов рыбаки, для которых рыбная ловля была работой, а вот охота - развлечением. С тех пор оленей расплодилось такое множество, что они стали по-настоящему досаждать жителям острова, повадившись захаживать в палисадники и лакомиться цветами. Так что монхиганцам приходится придумывать всевозможные уловки, чтобы сохранить перед домом заботливо выращиваемые цветы.

Это - единственное, что нарушает мирный и неторопливый ход жизни жителей острова. Они утверждают, что ни одно место в Соединенных Штатах так не подвластно переменам, как Монхиган.

В этом, кстати, состоит одна из главных приманок острова для художников, открывших его еще в начале нашего века. Сейчас на острове не меньше дюжины студий художников, для которых Монхиган стал летней резиденцией, даря захватывающие дух пейзажи для картин и акварелей.

В местном художественном салоне «Winter Works» (в дословном переводе «Зимние работы») продаются не только всевозможные кустарные изделия, которые детвора вместе со взрослыми мастерит долгими зимними вечерами: в нем выставляются и продаются работы местных художников, сделанные, впрочем, не зимой, а в летние месяцы. Но это маленькое противоречие не смущает ни владельцев магазинов, ни покупателей...

XS
SM
MD
LG