Нашу прогулку по городу мы продолжим с улицы герцога Глостерского, на которой стоит старейшее здание города - епископальная церковь Брутон Пэриш Черч, построенная в 1715 году. В те времена каждый вирджинец, если он принадлежал к белой расе, обязан был посещать церковь по крайней мере раз в месяц. Но в данном случае церковь нас интересует в связи с тем, что в начале ХХ столетия здесь проповедовал священник по фамилии Гудуин. Он был убежденным противником индустриализации и был уверен в том, что машины погубят Америку. Именно поэтому он обратился к их главному производителю Генри Форду, предложив ему в качестве мзды за наносимый стране урон пожертвовать деньги на восстановление Вильямсбурга. Форд отклонил призыв страстного проповедника в весьма категоричной форме. Однако идея пастора нашла сторонника в лице другого миллионера - Джона Д. Рокфеллера. Гигантский проект по реставрации города и превращению его в живой музей истории был завершен в 1935 году. И у нас с вами, благодаря дальнейшему прогрессу, есть возможность виртуального к ней приобщения.
Уходящая на север от церкви широкая, просторная улица Палес Грин приведет нас к губернаторскому дворцу, побывать в котором имеет смысл хотя бы для того, чтобы получить представление о том, с каким размахом задавались в те времена балы. И размер бальных зал, и их убранство производят (чтобы не слишком забираться в превосходные степени) довольно-таки сильное впечатление, особенно если учесть, что в ту пору, когда дворец был сооружен, население Вильямсбурга насчитывало всего несколько тысяч человек.
Если мы двинемся от церкви в западном направлении, то попадем прямехонько в здание суда. Оно на пятьдесят лет старше губернаторского дворца и все еще было «в строю», когда его приобрел Рокфеллер. Здесь, как и во всем историческом Вильямсбурге, все еще 1770 год, и желающие могут на время повернуть вспять ход истории и стать либо зрителями, либо участниками театрализованного судебного процесса. Но - не ждите пощады, если вы процесс проиграете. Председательствующий шутить не любит, и кто знает, какой он вынесет приговор, если вас обвинят в том, что вы насмехались над каким-то выборным должностным лицом… Так что входите на свой страх и риск.
То ли дело наши времена, не правда ли? И дня не пройдет, чтобы ведущий какого-нибудь из ночных ток-шоу не прошелся по нынешнему президенту или вице-президенту. В ход идут любые сюжеты, включая и сердечные перебои у Дика Чейни. Полагаю, если вышеупомянутому пастору довелось бы стать свидетелем подобных вольностей, одним сердечным приступом он не отделался бы. Но - мы уклоняемся от темы...
До недавнего времени все здания в исторической части Вильямсбурга подновлялись, и это придавало им немного игрушечный вид, а потому некоторое время назад было решено дать им возможность состариться: теперь даже газоны, в прежние годы всегда свежескошенные, выглядят слегка взлохмаченными и «пожившими».
На той же улице, в здании Капитолия, разделенного на два крыла открытой аркадой, проходили заседания колониального правительства в восточном крыле, и Верховного суда, состоявшего из одиннадцати судей, назначавшихся королем, - в западном. Среди подсудимых, державших ответ перед королевскими судьями, были в свое время печально знаменитые пираты Блэкбирдс - Чернобородые.
Мне не хотелось бы, чтобы у вас сложилось впечатление, что восстановлены в Вильямсбурге только правительственные здания. Почти все здания на улице герцога Глостерского - живая история. В одно из них - таверну «Чаунинг» - я настоятельно рекомендую не только заглянуть, но и посидеть в ней. Здесь в 1766 году было питейное заведение, славившееся своим элем. «Чаунинг» - один из четырех действующих пабов города, реставрированных с дотошностью, с которой реставрируются разве что ценные произведения искусства. Америка - страна молодая, и, наверное, поэтому так бережно и трепетно относится ко всему, что принято считать достоянием истории. Здесь, в полутьме старинной таверны, вы без труда сумеете отрешиться от повседневных забот и суеты, особенно если не забудете заказать кружку отменного ледяного эля.
Через дорогу от «Чаунинга», в здании, где находится другая таверна - «Маркет Сквер», в бытность свою студентом снимал комнату сам Томас Джефферсон, один из отцов-основателей Соединенных Штатов.
Вильямсбург славен не только своим колониальным, но и революционным прошлым. Здесь, в стенах колледжа Вильяма и Мэри, ныне одного из самых престижных ученых заведений нашей страны, вынашивали идеи справедливости и демократии Джордж Уитт, Джеймс Монро, Джордж Мэдисон. А в многочисленных тавернах города оттачивал свой ораторский дар Патрик Хенри.
Кстати, если вам повезет, вы можете попасть в Капитолий на заседание, во время которого Монро произнес свою знаменитую речь с призывом отделиться от Британии. Или - неожиданно столкнуться лицом к лицу с Томасом Джефферсоном...
Марширующие перед Капитолием солдаты, снующий по улицам люд - все они одеты в униформы или платья тех лет… В лавчонках идет бойкая торговля всякой всячиной, работают гончарные мастерские и кузницы. И, разумеется, никаких автомобилей: их вы оставляете за пределами исторической части города. Да они и не нужны здесь: лучший способ узнать эту часть американской истории - осваивая ее на своих двоих… Глядишь, и набредешь на что-нибудь интересное.
Вот скажем, таверна «О'Райли», одна из четырех подлинных и действующих таверн, примечательна тем, что здесь в 1769 и в 1774 годах собирались члены правительства, выступавшие за независимость. Стены таверны пропитаны запахом прекрасного вирджинского табака, крепкого эля и, разумеется, свободомыслия. А еда... типичная еда пабов: самая простая и отнюдь не диетическая. Зато отменное пиво.
Если вам хочется чего-то поизысканнее, я рекомендую кафе «Треллис» на главной торговой площади города. Кухня интернациональная, обстановка элегантная. Подкрепившись и отдохнув, отправляйтесь бродить по магазинчикам, плотным кольцом опоясывающим рыночную площадь. Их здесь что-то около сорока. Здесь я с вами и распрощаюсь - до следующей встречи на волне радиопутешествий.