Сегодня нам предстоит знакомство с Истоном, одним из небольших городков Восточного Берега (напомню вам, так жители штата Мэриленд называют маленький полуостров, омываемый с одной стороны Атлантическим океаном, а с другой заливом Чесапик). Истон привлек мое внимание скорее в связи с моими кинематографическими пристрастиями, чем со склонностью к открытиям новых мест, поставляющих пищу для наших с вами эфирных путешествий. В Истоне разворачивается действие довольно занятного психологического триллера с Ричардом Дрейфусом и Линдой Гамильтон в главных ролях. В своей кинематографической ипостаси городок показался мне до такой степени привлекательным, уютным и романтичным одновременно, что я решила заглянуть сюда на часок во время короткого пребывания на Восточном берегу.
Истон меня не разочаровал. За те три часа, что я провела в нем (три, не часок) он не только не обманул моих ожиданий, но и в очень большой степени их превзошел. Во всяком случае городком его точно называть не следует. Хотя население Истона - чуть больше десяти тысяч, что неминуемо помещает его в категорию маленьких городов, он тем не менее отличается такой насыщенностью культурной и общественной жизни, что вполне может состязаться пусть не с городами-гигантами, но с городами уж точно. Замечу, что в официальном справочнике лучших маленьких городов США Истон занимает восьмое место, и он же входит в список ста лучших городов по уровню культурной жизни.
И вот вам иллюстрация: запарковав машину в центре города и отойдя от нее буквально на пару шагов, я увидела рекламу с именами знаменитых джазменов, украшавшую фронтон старинного здания. Ничего себе, подумала я, - и вслед за этим поняла, что стою перед театром «Авалон», достопримечательностью Истона и его гордостью.
«Авалон», построенный в 1921 году, был эпицентром жизни всего округа Талбот: сюда приезжали увидеть новый фильм, здесь давали представления заезжие театральные труппы, устраивались концерты, танцевальные вечера и балы. Но времена менялись, и мало-помалу «Авалон» - с созданием Академии искусств и Исторического общества, не говоря уже о строительстве огромного концертного зала «Talbot county auditorium» - утратил свой статус культурной Мекки, и в 1985 году фонари над его входом зажглись в последний раз. Здание ветшало и приходило в упадок. Сначала это зрелище наводило грусть, потом стало привычным и никого больше не удивляло. Потом «Авалон» перестали замечать.
Когда через пять лет мэр города, Джордж Мерфи заявил о том, что хочет вернуть «Авалон» к жизни, у многих это вызвало даже недоумение. У города нет недостатка в залах и площадках для концертов, форумов и съездов, говорили истонцы. Но Мерфи, рассматривавший «Авалон» как неотъемлемую часть исторического треугольника города (к этому определению я еще вернусь), настаивал на своем. Его энергия и непоколебимая уверенность в своей правоте вернула «Авалону» жизнь: одиннадцатого марта 1990 года он вновь оделся праздничным огнями реклам, возвещавшими о начале концертно-театрального сезона: в центр города возвращалась праздничная суматоха и суета, razzle-dazzle, неизменно сопровождающая шоу-бизнес.
Я задержусь у «Авалона» еще ненадолго, чтобы снабдить вас информацией, которая (кто знает?) сможет когда-нибудь вам пригодиться. Здание театра стоит на пересечении улицы Харрисон и шоссе Довер, и как раз в его торцовой части, выходящей на Довер, расположились ресторан и бар «Legal Spirits».
«Прекрасная еда, - гласит реклама, - дружелюбная атмосфера». Ни прибавить, ни отнять: все так. А после спектакля или концерта -возможность заглянуть на пару минут в бар, обменяться впечатлениями, пропустить рюмочку-другую. А к услугам трезвенников - свежий кофе или безалкогольное пиво. Все законно - легально, как гласит название.
Но не станем задерживаться на одной стороне упомянутого мэром города исторического треугольника. Если спуститься по Довер вниз, пройти несколько сот метров и свернуть на улицу Талбот, она приведет нас к Академии искусств, расположенной в старинном двухэтажном здании 1820 года, изящном и элегантном. Помимо постоянного собрания картин известных художников Америки и, разумеется, местных мастеров, здесь устраиваются камерные концерты, вернисажи, лекции - не менее двухсот пятидесяти самых разнообразных программ в год, в которых принимает участие не меньше пятидесяти тысяч человек.
Академия существует на общественные средства: у нее не менее тысячи спонсоров. Членство, помимо сознания благородства миссии, -это право бесплатного пользования библиотекой и студиями, льготы при покупке билетов, приглашения на вернисажи и всевозможные вечера. Словом, и Академия процветает, и ее спонсоры не в накладе.
Еще одно место, которое непременно нужно посетить во время знакомства с городом - это музейный комплекс Исторического общества: просторное здание XIX столетия, где находятся главные экспозиции музея и недавно реставрированный, впечатляющий своей спокойной основательностью и достоинством трехэтажный особняк Джеймса Нилла, знаменитого мастера-краснодеревщика. Дом, построенный между 1806 и 1810 годами, открыт для туристов, и я настоятельно рекомендую вам, если такая возможность представится, присоединиться к одной из экскурсий. Добровольцы Исторического общества - настоящие энтузиасты своего дела, так что по окончании экскурсии у вас сложится довольно полное представление о жизни Истона лет так двести назад.
Я, кстати, забыла упомянуть о том, что Истон был основан в 1710 году и что его называют «колониальной столицей Восточного побережья». Равно как и тот факт, что он - центр округа Талбот. Из рассказа гида я узнала, что Истон был задуман с самого начала как окружной центр, застраивался по плану, улицы даунтауна разбегаются по радиусу от городской площади со зданием окружного суда в центре. Нынешнее здание - постройка 1794 года, а вот окружающий ее парк относительно молод. Несколько лет назад местное общество любителей природы пришло к выводу, что старинное здание только выиграет от того, что вокруг прибавится зелени, и оно не ошиблось.
Но я слишком долго задерживаюсь на подробностях, связанных с прошлым города: может показаться, что ничего другого, кроме музеев, в городе и нет. Уверяю вас, это не так. В нашем городе есть все, с гордостью говорят истонцы: на одном только историческом пятачке расположилось пятьдесят пять магазинов, от изысканных бутиков дизайнеров и супермодерных магазинов домашней утвари, мебели и посуды до картинных галерей и лавок, торгующих изделиями местных кустарей - ювелирных, керамики, поделок по дереву, магазинов, специализирующихся на импорте - от Парижа до Японии, и маленьких студий - для тех, кто ценит оригинальность и необычность.
Из одной из таких студий «L'Atelier» моему спутнику пришлось меня просто вытаскивать: сама я была просто не в силах расстаться с выставленными здесь маленькими шедеврами прикладного искусства, работами художников Нью-Йорка и Чикаго, Сент-Пола и Санта-Фе, которые его владельцы Роберт Стэндарт и Хьюго Русгас тщательно и любовно собирают во время поездок по стране.
Рекомендую, насладившись видом изысканного стекла, керамических ваз и настенных панно, заглянуть в расположенный поблизости (через два дома) ресторан «Вива Италия», один из самых популярных и недорогих ресторанов округа Талбот. Все вина и сыры - из Италии, меню традиционно итальянское. Атмосфера домашняя. Семья Пинто, которая держит ресторан, считает, что ничего лучше, чем итальянская кухня, мир не придумал. И я почти с ней согласна. Почти, ибо не имею ничего и против французской.
На этой примиренческой ноте я вынуждена завершить сегодняшнюю прогулку... предупредив напоследок, что хотя доброжелательность - главное качество местных жителей, эта доброжелательность нисколько не мешает местным полицейским проявлять совершенно непоколебимую суровость в вопросах превышения скорости. Они не просто педанты, но педанты истовые, с удовольствием устраивающие «радарные засады» на нарушителей и вежливо, но непреклонно вручающие им талончики с аккуратно выведенной на них суммой штрафа, порой довольно-таки внушительной. Утверждают, что деньги, поступающие в казну за счет нарушителей, являются серьезным подспорьем в бюджетах маленьких городков...