Линки доступности

Как удержать от междоусобицы афганских полевых командиров - 2001-11-27


По мере того, как талибы теряют власть в Афганистане, полевые командиры и племенные вожди возвращают утерянное влияние. Наблюдатели говорят, что карта Афганистана выглядит сейчас, как в начале 90 годов, до прихода «Талибана». И на повестку дня вновь встает вопрос: будут ли местные правители сотрудничать между собой или в Афганистане повторится междоусобица, открывшая двери талибам?

Не успели талибы эвакуировать Джалалабад, как в городе вспыхнула стрельба между отрядами соперничающих полевых командиров. Перспектива очередной междоусобной войны побудила местных старейшин немедленно собрать большой совет - лойя джиргу - и избрать нового губернатора провинции. Его соперникам были предложены высокие посты в переходной администрации. На сегодняшний момент положение в Джалалабаде предстает в качестве примера для остального Афганистана.

Но расчитывать на подобный исход трудно. Бегство талибов образует на местах вакуум власти, который стараются заполнить многочисленные вооруженные группировки.

«Мы видим возвращение полевых командиров и удельных князьков по всему Афганистану, - замечает бывший высокопоставленный пакистанский дипломат Танвид Ахмад. - Недавнее убийство четырех журналистов показывает, к чему ведет междоусобное соперничество. Нельзя исключить сползания к ситуации 90 годов, когда бесконечные драки между группировками заставили население приветствовать талибов, установивших порядок... Сейчас, правда, - продолжает Ахмад, - в Афганистане наличиствует кардинально новый фактор - решимость международного сообщества, и в первую очередь Америки, не бросать страну на произвол судьбы после окончания военных действий».

Это подчеркнул в недавнем выступлении госсекретарь Колин Пауэлл, сказав: «На нас лежит громадная ответственность - не оставлять афганский народ в беде, как это случалось в прошлом».

По мнению заведующего кафедрой антропологии Бостонского университета Томаса Барфилда, обещание помощи способно удержать местных властителей от войны: «У Афганистана есть шанс получить существенную помощь на восстановление, и полевые командиры, уличенные в нарушениях международно признанных прав человека или отказывающиеся сотрудничать с мировым сообществом, рискуют отрезать себя и свой регион от помощи. Не исключено также размещение в стране миротворческих контингентов, чьей главной задачей станет предупреждение новой гражданской войны».

«Деньги обладают большой силой убеждения, - говорит профессор политологии Университета Южной Калифорнии Ричард Декмеджян. - Тем не менее, исключить новую вспышку военных действий нельзя. Это следует принимать, как данность. Тогда не останется иного выхода, как расчленить Афганистан на племенные и этнические провинции... Коль скоро идея самоидентификации в качестве афганцев еще не вызрела среди населения страны, нет причин сохранять в ней единое государственное устройство, - продолжает Декмеджян. - В этом случае логично разделить Афганистан на пуштунский Юг, а на Севере создать три образования - таджиков, узбеков и хазарейцев, либо же позволить узбекам и таджикам присоединить свои территории к бывшим советским республикам».

Подобного радикального хирургического вмешательства, по мнению профессора Декмеджяна, можно избежать только, если этнические группы изменят свое поведение: «Власть уплыла из рук племенных вождей, когда исламские проповедники - выпускники талибских религиозных училищ, встав по главе панисламского движения, отмели все племенные и национальные различия. Так что вожди прямо заинтересованы в снижении боевитости и отходе от революционных идей бин Ладена».

Радикалами не рождаются, как напоминает професор Декмеджян. И можно научить людей во имя лучшей жизни в Афганистане уживаться друг с другом.

XS
SM
MD
LG