Город, в котором я предлагаю вам побывать сегодня, я выбрала в связи с Халлоуином - кануном Праздника всех святых, который отмечается 31 октября. Он уходит корнями в дохристианские, языческие времена: в последнюю ночь октября легендарные жрецы – друиды, верившие в то, что именно в эту ночь мертвецы покидают могилы и бродят по земле, жгли костры, которые должны были отпугивать нежеланных пришельцев.
О наступлении Халлоуина в наши дни возвещают всевозможные страшилы и ярко-желтые тыквы на порогах домов, продажа открыток соответствующего содержания и появление в магазинах специальных костюмов как для детей, так и для взрослых: во многих городах усраиваются карнавальные шествия, а дети и в больших городах, и в крошечных поселках, вырядившись в эти костюмы, взимают щедрую дань с владельцев домов, открывающих двери на призыв: «Trick-or-treat» - «Выноси сладости. а то напакостим»! Ходят, правда, слухи, что в этом году разумнее всего отменить детские походы в связи с тревожной ситуацией, сложившейся в результате террористического нападения на Соединенные Штаты. Трудно сказать, уступят ли американцы соображениям предосторожности.
Праздник этот, красочный и веселый - один из непременных аттрибутов нашего календаря. Пока что, во всяком случае, подготовка к нему идет полным ходом, и я не устаю поражаться остроумию и находчивости домовладельцев: в палисадниках одних раскачиваются на дервьях худосочные привидения, сделанные их простых пластиковых мешков, в окнах других оскаливается в дьвольской улыбке подсвеченный изнутри монстр, ночью зажигаются таинственные огоньки в кустах, при ближайшем рассмотрении оборачивающиеся болотной нечистью, двери некоторых опутаны паутиной и так далее. Да и сами тыквы используются как легендарный фонарь «Jack lantern» - их внутренность вынимается, в оболочке искусно прорезаются глазницы и рот, а внутрь вставляются свечи или лампочки. Словом, весь реквизит праздника готовится тщательно и задолго, как к хорошему «хэпеннингу», каковым Халлоуин в наши дни и является.
А теперь - несколько предварительных вопросов, прежде чем я назову цель нашего путешествия. Верите ли вы в переселение душ? Готовы ли к встрече с парочкой -другой привидений? Способны ли удержаться от скептическиого хмыканья, когда вам предложит помощь профессиональная колдунья? Есть ли у вас необходимость разделаться быстро и бесповоротно с изрядно поднадоевшими паскудниками, отмрачающими вашу жизнь, или наоборот - навсегда вернуть неверного возлюбленного или возлюбленную?
Если по крайней мере на один из этих вопросов вы можете ответить положительно, тогда все в порядке. Впрочем, если говорить всерьез, то даже и элементарное здоровое любопытство относительно того, почему я задаю эти вопросы вполне сгодится в качестве исходного импульса. Итак, без промедления, в путь…
Город Сэйлем, в котором нам с вами сегодня предстоит побывать, по странной иронии судьбы славится отнюдь не тем, что здесь была основана одна из первых в штате Массачусетс колоний. Не принесли городу славы ни его процветание в качестве бойкого морского порта, ни его архтектурные памятники. Знаменит он - и знаменит, что называется, печально - тем, что в 1692 году, через шестьдесят лет спустя после основания колонии, здесь началась охота на ведьм, завершившаяся судебным процессом, в ходе которого девятнадцать женщин были приговорены к смертной казни по обвинению в том, что они - прислужницы Сатаны. События эти легли легли в основу знаменитой пьесы Артура Миллера «Сэйлемские колдуньи», обошедшей чуть ли не все сцены мира. В свою очередь по пьесе был снят фильм с Ивом Монтаном и Симоной Синьоре в главных ролях. Как ни странно, именно эта трагическая история стала в двадцатом столетии и продолжает оставаться в двадцать первом источником процветания города, живущего за счет притока туристов, которых интересует всяческая чертовщина: поп-оккульттизм, привидения, колдовство и метемпсихоз (не так сложно как звучит - всего лишь переселение душ, нечто вроде миграционного путешествия из одного тела в другое). «Хотите колдовства - приезжайте в Сэйлем», - призывает надпись на майках, которыми торгуют буквально на каждом углу. Что мы и делаем.
По меньшей мере дюжина музев города (возможно, что и чертова!) посвящена событиям 1692 года. Все музеи весьма дорогие, стоимость посещения, порой это короткий тридцатиминутный тур, колеблется от пяти до восьми долларов. Факты, представленные в музеях весьма разноречивы.
Скажем, никто с уверенностью не может сказать, какой из окружающих город холмов, вошедший в историю как Галлоус, был тем самым, на которых обвиненные в колдовстве женщины были повешены. Однако, некоторые музеи утверждают, что именно им известно, где прозвучал финальный аккорд разыгравшейся более трех столетий назад драмы. А в одном из них можно даже стать обладателем кусочка коры одного из деревьев с холма Галлоус, использованных для свершения приговора.
При выборе музея следует руководствоваться очень простым соображением: одни музеи организованы по приницпу обычных исторических: артифакты, печатные материалы, документальные свидетельства и так далее. Другие предпочитают подлинности развлекательность, представляя события в как можно более красочной форме. Хотите знать факты - прекрасно. Нет - у вас есть выбор… Но если вы обратитесь за советом в Туристическое бюро Сэйлема, вам скорее всего уклончиво ответят, что вряд ли музеи отличаются друг от друга в том, что касаеся точности информации - стопроцентной гарантии подлинности не даст вам ни один. Зато в том, что касается подачи материала, то тут они делают все возможное, чтобы не повторяться...
Особой популярностью у туристов пользуется музей “Witch Dungeon”. Здесь, в помещении бывшей церкви на улице Линд, профессиональные актеры разыгрывают, опираясь на сохранившиеся протоколы, судебный процесс над обвиненными в колдовстве жительницами Сэйлема. После вынесения приговора, посетителям дают возможность, пусть и не в полной мре, почувстовать, каково было томившимся в темницах узницам: их закрывают в темном сыром подвальном помещении с камерами разной степени удобства - если позволительно говорить в данном случае об удобстве: общие камеры, камеры индивидуальные, в которых узницам выдавали одеяла и подстилки - почти номера люкс, камеры, в которых заключенные могли только стоять, и темницы, в которых несчастных подвергали пыткам, с тем чтобы вырвать у них признание в принадлежности к сатанинскому культу.
Но если говорить о спектаклях, разыгрываемых на основе печально знаменитых событий. то самый из них, пожалуй, интересный устраивается в Сэйлемском музее колдовства на Площади Вашингтона. Магнитофонная запись, в которую включены главные события процесса, сопровождается световой пляской прожекторных лучей, выхватывающих из темноты восковые фигуры участников процесса. Выполнены они в очень условной, чуть ли не абстрактной манере. Но по мере нарастания истерии, которая была одним из главных компонентов процесса, эти странные деформированные фигуры, выхватываемые из тьмы прожекторами, производят совершенно невероятное впечатление. Быть в Сэйлеме и не зайти в музей - значит навлечь гнев местных энтузиастов истории города, а они - как вы думаете кто? Вот именно...
Может быть, приятными впечатления от спектаклей, которые даются в музеях, и не назовешь, но за то, что зрелище это очень поучительное и выразительное, я ручаюсь.
Если по выходе из музея вы увидите людей в диковинных костюмах и то здесь, то там замелькают черные плащи, вас это нисколько не увидит, даже если вы заметите, что кое-кто из женщин крепко сжимает в руках древко метлы, словно приготовившись к полету.
Советую вам побывать в Доме с Семью Башнями. Этот, фигурирующий в одноименном романе Натаниеля Готторна особняк семнадцатого столетия с мрачными башнями, потайными лестницами, скрипучими полами и темными подземельями, пропитан таинственной жутью: поневоле возвращаешься мыслями к далеким временам, когда слово «ведьма» совсем не располагало к безудержному веселью. Что до упомянутого мной писателя, то судья Джон Готторн (Hathorne), председательствовавший на процессе, был его предком. И Натаниэль, у которого это родство явно не вызывало восторга, изменил даже написание своей фамилии на Hawthorne.
Я не хочу, однако, чтобы вы подумали, будто туристов привлекает в Сэйлем только то, что связано с судебным процессом. Сэйлем - это не неофициальная столица колодовства и черной магии. Здесь ее практикуют открыто, и как прикладное искусство, и как религию: не удивительно, что там и сям уличные парапеты украшены здесь изображениями старой карги на помеле, а автобусы разрисованы опять- таки летящими ведьмами, порой довольно-таки привлекательной наружности. Здешние магазины напропалую торгуют всевозможными аттрибутами языческих культов.
Скажем, «Broom Closet», в соотвествии с названием (ибо «broom» это не только метла, но и помело) специализируется на том, без чего уважающая себя ведьма никак обойтись не может. Хотя чуть подальше, на улице Эссекс, в угловом магазине «Crow Heaven» (магазин весь целиком выкрашен черной краской) выбор куда лучше. Помимо ритуальных одеяний, всяких там камешков, куколок, иголочек, карт и прочего, советую обратить внимание и на полки со всевозможными бутылочками. в которых содержатся приворотные зелья на все случаи жизни: лимонная вербена поможет вам узнать всю подноготную вашего возлюбленного и проверить верен ли вам предмет вашей страсти; «crossing incence» пригодится для отпугивания врагов; лаванда - чтобы обрести нужную мудрость... Продолжайте список по собственному усмотрению - все найдется на полках «Вороньего рая». Есть в нем и комната, где вам погадают по руке.
«Мне говорили, что здесь, в верхних этажах жила настоящая ведьма», - заговорческии прошептала я продавщице. - Правда ли это»? И она в полный голос и явно не без гордости произнесла: «Разумеется, все мы здесь - ведьмы». Может быть, некоторое преувеличение в ее словах и есть, но, право слово, не большое.
Две тысячи пятьсот человек, живущих в городке, практикуют современное ответвление колдовских наук «wikka», делающее упор на могущество сил природы и умение ими управлять.
В городе проходят съезды (хотя, может быть правильнее было бы все-таки сказать – слеты) колдовских дел мастеров и всевозможные церемонии, которые я бы не назвала религизными.
Октябрь - самый подходящий для посещения Сэйлема месяц: в это время сюда съезжаются колдуньи, маги и вещуньи не только со всей страны, но и из разных стран мира, а приток туристов достигает в это время апогея. Фестивали, карнавальные шествия, парады, костюмированные балы, ярмарки прорицателей и гадалок - все эти события позволяют октябрьскому Сэйлему соперничать с февральским Новым Орлеаном с его знаменитым «Марди Гра» - французская «масленица».
В октябре стократно увеличаются шансы на то, что вам повезет, и вы и впрямь увидите настоящую, стопроцентную колдунью. Так или иначе, что бы ни случилось, наше следующее путешествие состоится в это же время через неделю