Линки доступности

Афганистан после талибов - 2001-10-26


В Пешаваре и Стамбуле прошли встречи оппозиционных афганских группировок в попытке выработать соглашение о формировании нового правительства Афганистана после падения режима талибов. Это далеко не легкая задача, ибо разные этнические группы и племена преследуют разные цели. «Война это только начало, - говорит Фарук Катвари, американский мусульманин, президент одной из ведущих мебельных компаний США «Итан Аллен». - Первая фаза борьбы очень важна, однако, еще важнее создать коалицию, которая поможет установить мир и провести реконструкцию Афганистана. Я считаю, что это вполне возможно, но потребует огромных и чрезвычайно упорных усилий».

Разные афганские группировки стараются договориться, однако, будущее покажет, сумеют ли они добиться успеха. Их разделяют давние серьезные разногласия. Чарльз Данбар, бывший посол Соединенных Штатов в странах бассейна Персидского залива, а ныне преподаватель международного права в колледже Симмонс, недавно возвратился с Кипра, где проходило совещание афганской оппозиционной группировки, поддерживаемой Ираном. «Они выпустили коммюнике, - рассказывает он, - в котором говорится о желании объединиться с римской группой бывшего короля Захир Шаха, и надеются, что все ведущие афганские изгнанники выработают единую позицию по поводу будущего Афганистана после падения режима Талибана».

«Но это -- только одна из многих групп с разными нуждами и чаяниями», - говорит Томас Грин, бывший сотрудник американской дипломатической службы, работавший в Афганистане и Пакистане. На этой неделе в Стамбуле проходит еще одно совещание под эгидой Турции.

«Сам факт, что эти группы встречаются и серьезно рассматривают вопрос о создании будущего правительства Афганистана, внушает надежду, - продолжает Грин. - Однако на совещаниях не присутствуют представители всех группировок. Например, на встрече в Пешаваре не было делегации Северного Альянса».

Но и в рядах Северного Альянса нет единства. Прошлое некоторых лидеров вызывает серьезные сомнения, а их междуусобная война привела к победе «Талибана». Существует также опасность дальнейших столкновений, если альянс возьмет Кабул.

Томас Грин отмечает появление Рашида Достума, жаждущего присоединиться к осаде города Мазари-Шариф на севере Афганистана: «Не следует забывать, что его частые переходы от одной стороны к другой послужили основной причиной сдачи города Северным Альянсом «Талибану». Несмотря на то, что ему иногда не хватало денег на войну, у него хватило средств построить себе мраморный дворец вблизи Мазари-Шарифа». Грин верит, что восьмидесятисемилетний король Захир Шах может помочь примирению разных грппировок. По крайней мере, все группы согласны с тем, что король способен созвать Великий Совет - «Лоя Джиргу» - и подготовить почву для создания представительного правительства.

По мнению обозревателей, в такой разделенной стране можно допустить некоторую децентрализацию, но только при наличии сильного центрального правительства, выступающего за мир и единство страны при поддержке международного сообщества.

XS
SM
MD
LG