Линки доступности

Политическое будущее Афганистана и Захир Шах - 2001-10-16


Бывший король Афганистана Захир Шах, которому в воскресенье исполнилось восемьдесят семь лет, стал в последнее время ключевой фигурой в переговорах о будущем постталибском устройстве Афганистана.

...Уже более двадцати лет Пешавар в Пакистане является эпицентром афганской политической эмиграции. Раздоры и интриги в афганской колонии, всегда заметные, в последнее время только усилились. В Пешавар сейчас возвращаются люди, давно его покинувшие.

Один из них - Абдул Хак - отчаянный полевой командир, когда-то вселявший страх в советскую оккупационную армию. У него множество ранений, в бою он потерял ногу. Десять лет назад, устав от междоусобицы и гражданской войны у себя на родине, он перебрался в Дубай.

Абдул Хак вернулся в Пешавар с некоторыми идеями о том, как сплотить враждующие афганские фракции. Он в контакте и со старыми боевыми товарищами - муджахидами, и с отдельными командирами талибов, разочаровавшимися в руководстве. Основная мысль Хака состоит в том, что афганцы должны объединиться под знаменами короля Захир Шаха: «В армии талибов есть военачальники, которые понимают, что режим вот-вот рухнет. Они ищут новые варианты. Один из вариантов, - считает Абдул Хак, - может состоять в их объединении с лидерами ряда племен на предмет образования правительства в Кабуле. Номинальной главой этого правительства будет король. Надо позволить монарху вернуться в Афганистан, чтобы раз и навсегда покончить с войной».

Захир Шах был свергнут в 1973 году, и с тех пор на родине не бывал и в политику Афганистана не вмешивался. Это и делает его оптимальной консолидирующей фигурой, замечает Абдул Хак: «Конечно, с возвращением короля всех проблем мы не решим. Проблемы всегда будут. Но для большинства народа Захир Шах - это тот человек, вокруг которого могут сплотиться разные фракции».

«Талибан» издевательски относится к предлагаемой Захир Шаху роли миротворца. В эмиграции также есть люди, считающие, что бывший король не в состоянии ориентироваться в нынешних политических хитросплетениях. В искусство монарха как политика верит, однако, бывший командир муджахидов Пир Сайид Исхак Гайлани, которую возглавляет в Пешаваре коалицию под названием «Союз за мир и единство Афганистана». «Неверно, - замечает он, - что Захир Шах якобы полностью отстранился от внутренней политики Афганистана. Он держит руку на пульсе и регулярно делает заявления, отражающие беспокойство за судьбу страны».

Многие афганские иммигранты в Пешаваре - и лидеры, и рядовые афганцы - считают, что Захир Шах может помочь урегулированию ситуации в Афганистане. «Наши отцы и деды говорят, что при короле им жилось неплохо, и молодежь сейчас уважительно относится к Захир Шаху. Но если он вернется на родину в обозе американской армии, от его репутации ничего не останется», - говорит 23-летний Раматуллах. Работы у него нет. Он мечтает вернуться в родной Джелалабад и помочь в восстановлении страны. Идеальным строем для Афганистана Раматуллах считает тот, который существовал до его рождения, - королевский. Но он уверен, что монархию сегодня никак нельзя реставрировать, и максимум того, чего может достичь Захир Шах, - это примирить враждующие фракции с тем, чтобы простые афганцы - такие, как он сам - могли вернуться домой.

XS
SM
MD
LG