Линки доступности

Ашхабад переводит взор на Восток


<!-- IMAGE -->

24 июня президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов встретился с заместителем премьера Государственного совета Китайской Народной Республики Ли Кэцяном. По сообщения официального Ашхабада, по итогам переговоров был подписан пакет документов, включая соглашения о представлении Пекином туркменской стороне кредита в размере в $4 млрд. и о купле-продаже природного газа.

Онлайновое аналитическое издание Stratfor пишет, что Центральная Азия - критически важный компонент в китайской политике по обеспечению энергетической безопасности страны, поэтому предоставление кредита на разработку крупнейшего газового месторождения Туркменистана логически укладывается в генеральную схему Пекина по приобретению стратегически важных энергетических активов за рубежом. Однако политика Китая в Центральной Азии, как пишет Stratfor, стала все чаще вступать в конфликт с уже существующими в этом регионе интересами Москвы.

Николай Злобин - директор российских и евразийских программ Института мировой безопасности США считает, что интегрирующая роль России в Евразии,- как это хотелось бы видеть Москве,- все менее заметна. Более того, по мнению Злобина, «политика Москвы «разделяй и властвуй» никак не приемлема сегодня».

Эксперты аналитического издания Energy Intelligence считают, что Россию теснят в Центральной Азии и, в частности в Туркменистане, как Китай, так и США. «Решение Ашхабада продолжить углубление сотрудничества с Пекином в области энергетики, - отмечают эксперты Energy Intelligence, - никак не укладывается в политику Москвы в ее бывших странах-сателлитах».
Аркадий Дубнов, политический обозреватель газеты «Время Новостей», полагает, что Москва сделала серьезную ошибку, промедлив со встречными предложениями Ашхабаду по разрешению газового конфликта, возникшего между двумя странами после апрельской аварий на магистральном газопроводе. Дубнов резюмирует, что «ошибка Москвы» может дорого обойтись России и, что углубление отношений меду Ашхабадом и Пекином явное свидетельство этому.

В соответствии с достигнутыми договоренностями, как сообщает официальный Ашхабад, Туркменистан будет в течение 30 лет поставлять в Китай до 40 млрд. куб. м. газа ежегодно по газопроводу Туркменистан–Китай, который будет введен в эксплуатацию в конце 2009 года. По сообщениям Energy Intelligence, этот объем газа примерно равен тому, что до недавнего газового конфликта Ашхабад поставлял России.

Как завершаться споры между Ашхабадом и Москвой, и какова судьба российско-туркменского газового соглашения? Пока никто не дает ответа на эти вопросы, а официальные сообщения обеих сторон - Ашхабада и Москвы - сводятся только к тому, что «переговоры ведутся». Тем временем, как отмечают аналитики, взоры Ашхабада все пристальнее обращены на Восток.

XS
SM
MD
LG