Линки доступности

Ядерная безопасность – главный приоритет индустрии атомной энергетики


Ядерная безопасность – главный приоритет индустрии атомной энергетики
Ядерная безопасность – главный приоритет индустрии атомной энергетики

<!-- IMAGE -->

Как заявляют представители ядерной индустрии, современные атомные электростанции работают в «режиме ядерной безопасности», и защита населения и окружающей среды является для них главным приоритетом. Для обеспечения безопасности постоянно совершенствуется дизайн реакторов, а для персонала АЭС проводятся различные тренинги, повышающие квалификацию. Однако в истории ядерной энергетики имели место и трагические эпизоды.

Припять, Украина. Мертвый город. Дома, школы, игровые площадки – все созданное руками человека отступает перед природой.

Когда-то население Припяти составляло 50 тысяч человек. Сегодня о них напоминают лишь брошенные при эвакуации вещи.

Припять погибла в результате крупнейшей в истории аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Рано утром 26 апреля 1986 года в четвертом энергоблоке АЭС проводилось экспериментальное тестирование охладительной системы. При испытании реактор перегрелся и взорвался под давлением пара. Произошел выброс радиоактивных веществ, распространившихся по территории Припяти.

В самом реакторе начался пожар, горели ядерное топливо и запасы графита. На тушение огня были присланы специальные вертолеты, однако пожар продолжался в течение многих дней.

Ветер разнес радиоактивные частицы, выделившиеся при пожаре, по территории Украины, Беларуси, России. Они попали в Скандинавию, Великобританию, другие европейские страны.

Через полтора дня после аварии был отдан приказ об эвакуации Припяти. Людям сообщили, что они уезжают лишь на несколько дней, поэтому вещи с собой не брали. Назад никто не вернулся.

Несмотря на быстрое распространение радиации, советские власти скрывали истинные масштабы происшедшего. Многие граждане верили им, а не внешним источникам информации.

«Нет, нет, все хорошо. У нас по радио и телевидению не обманывают»,- говорили они.

Только благодаря данным детекторов радиации в других странах, в СССР, наконец, вслух заговорили об аварии на Чернобыльской АЭС.

В Чернобыль на расчистку разрушений от взрыва были направлены тысячи людей. Вокруг реактора был сооружен саркофаг. Все строительное оборудование оказалось заражено. Рабочие подверглись сильному радиоактивному облучению, многие заболели.

Советское правительство заявило, что непосредственно авария стала причиной смерти, по крайней мере, 31 человека. Всемирная организация здравоохранения предупредила, что среди тех, кто участвовал в ликвидации последствий аварии, смертность составит 2200 человек. Всего же от рака и других вызванных облучением болезней умрет до 4 тысяч человек.

Вокруг Чернобыля была создана 30-километровая зона отчуждения, куда вошла и Припять. Тем не менее, АЭС продолжала вырабатывать электричество вплоть до закрытия в декабре 2000 года.

В отличие от западных стандартов, реакторы Чернобыльской АЭС не имели защитной бетонной оболочки. Их важность неоспорима, напоминает директор по ядерной безопасности МАГАТЭ Филипп Жаме: «Бетонные контейнеры являются защитным барьером. Мы должны защитить окружающую среду и людей от радиоактивности в случае аварии».

За семь лет до Чернобыля, 28 марта 1979 года, критическая важность защитной оболочки реакторов была доказана при аварии на АЭС «Три-майл айленд» в американском штате Пенсильвания. Утечка охладителя из-за неисправности насоса вкупе с ошибкой оператора привела к частичному расплавлению ядерного топлива во втором энергоблоке. В результате давления внутри контейнера произошла утечка радиоактивных газов, однако сам контейнер остался неповрежденным, что предотвратило заражение окружающей среды.

Губернатор Пенсильвании отдал распоряжение о временной эвакуации некоторых групп населения. Второй реактор был закрыт, первый реактор функционирует по сей день.

Хотя инцидент на «Три-майл айленд» заставил некоторых американцев с подозрением относиться к ядерной энергии, в целом, после него в США были ужесточены стандарты безопасности и эксплуатации АЭС.

«Была проведена проверка, - говорит вице-президент Института ядерной энергии Тони Пьетранджело, - показавшая необходимость улучшений в нашей работе – не расслабляться, повышать квалификацию, планировать методы реагирования на чрезвычайные ситуации».

МАГАТЭ и профессионалы в области ядерной энергии утверждают, что безопасность для них стоит на первом месте и постоянно совершенствуется путем тренингов персонала и мониторинга АЭС.

Аналогичные заявления делает иранская Организация атомной энергии, при помощи России завершившая строительство первой в стране атомной электростанции в Бушере. Строительство началось в 1970-х годах, однако прерывалось из-за революции и войны.

В последующих сюжетах мы подробно остановимся на Бушере.

XS
SM
MD
LG