Линки доступности

Экология истребления


Экология истребления
Экология истребления
<!-- IMAGE -->

На прошлой неделе президент Обама, находясь в Германии, посетил мемориальный комплекс на месте гитлеровского концлагеря Бухенвальд. В интервью телеканалу NBC он заметил, что отрицателям Холокоста было бы полезно побывать в таком месте…

Скорее всего, тех, кто живет в уверенности, что в годы нацизма планомерного истребления людей в Европе не велось, никакие доказательства не убедят в обратном. Но для тех, кто хотел бы подробно ознакомиться с машиной уничтожения, созданной фашистским режимом, безусловный интерес представит книга, презентация которой состоится на этой неделе.

Она называется «Энциклопедия лагерей и гетто, 1933-1945» и составлена сотрудниками Национального музея Холокоста в Вашингтоне. Как указывает директор музейного Центра исследований Холокоста Пол Шапиро, «это – первое крупное справочное издание, выходящее после крушения СССР и открытия архивов многих стран». Последнее обстоятельство позволило включить в научный оборот ранее недоступную информацию.

Составители вспоминают, что десять лет назад, когда замышлялась эта работа, считалось, что в Германии и на территории оккупированной Европы размещалось от 5 до 7 тысяч концлагерей и гетто. Выяснилось, что в реальности за 12 лет власти Гитлера их было создано в три раза больше – свыше 20.000. Размах преследований был поистине титанический.

<!-- IMAGE -->

Лагеря были самые разные – фабрики смерти и промышленные производства, больницы для принудительных абортов и «центры германизации», где подростков с «арийской внешностью» готовили к служению рейху. Были даже лагеря для непослушных немецких юношей и девушек, наказанных за слушание американского джаза.

Но, конечно, с особым тщанием гитлеровский режим и его пособники занимались уничтожением евреев. Эта деятельность велась безостановочно все годы войны, и выходящая энциклопедия аккуратно регистрирует тысячи пунктов, где производились убийства. В результате картина выявляет, по словам историка Генри Найта, «сложную экологию истребления».

Уже одно количество лагерей, гетто и центров убоя опровергает ходячие заверения местных жителей: «Мы ничего не знали». В большинстве европейских городов и поселков были отгороженные места, куда сгоняли и свозили неугодных. С ними обращались со звериной жестокостью, после чего увозили, а на их месте появлялись новые и новые.

«Аушвиц был один. Треблинка была одна. Но были 20 тысяч других мест. По существу, вся Европа была превращена в сплошной концлагерь. Не видеть этого было просто нельзя», - говорит Пол Шапиро.

XS
SM
MD
LG