Линки доступности

Снова об итогах саммита России и Евросюза


Снова об итогах саммита России и Евросюза
Снова об итогах саммита России и Евросюза
<!-- IMAGE -->

Президент Дмитрий Медведев оказался на удивление несговорчивым хозяином, несмотря на согласие его гостей пролететь полмира, чтобы прибыть на 23-й саммит России и Евросоюза, который состоялся на прошлой неделе в дальневосточном городе Хабаровске. Во-первых, Медведев подтвердил, что Россия готова сократить поставки природного газа Украине в ответ на неуплаченные счета, и отклоняет Энергетическую хартию ЕС, тем самым намекая на угрозу недопоставки газа Европе наступающей зимой. Во-вторых, Медведев повторно предупредил, что новая инициатива Евросоюза о восточном партнёрстве не должна служить основой для создания антироссийской коалиции бывших советских республик.

Вопреки обещаниям Медведева, что российские поставщики природного газа намерены выполнять обязательства по поставке газа надёжным заказчикам, он подтвердил намерение России приостановить снабжение Украины газом в том случае, если Киев откажется оплачивать поставки российских энергоносителей. Медведев выразил готовность помочь Украине в финансировании расходов по приобретению российских энергопродуктов, однако при этом он ясно дал понять: Россия надеется, что правительства государств-членов ЕС, а также страны, зависящие от украинского транзита российского газа, тоже внесут в это свою лепту. В идеале, по мнению Кремля, это могло бы выразиться в форме кредита, который частично перенёс бы груз растущего российского долга Украины на страны ЕС. Как известно, государства Евросоюза получают одну пятую часть потребляемого ими природного российского газа через трубопровод, проходящий через территорию Украины.

С некоторых пор представители российского правительства выдвигают предложения предпринять совместные действия России и Евросоюза в отношении Украины. Они резко возразили, когда на брюссельской конференции 23 марта, на которой не присутствовала Россия, Евросоюз предложил вложить около 2.5 миллиардов евро в модернизацию украинского 13000-километрового газопровода. Российская правительственная монополия «Газпром» планировала осуществить свой проект по модернизации, так как она использует данный трубопровод для поставки газа из России и других евразийских стран в Европу. В обмен «Газпром» надеялся получить акции, обеспечивающие право владения газопроводом. Российские аналитики выразили опасение, что собираясь самостоятельно провести работы по модернизации украинского газопровода, ЕС намеревается взять его под контроль и выставить «Газпрому» возросшую плату за транзит. С точки зрения Москвы, было бы предпочтительнее, если бы ЕС финансировала украинские закупки российского газа, вместо модернизации украинской системы газопровода, от которой Россия вряд ли получит какую-либо выгоду.

В течении ряда лет лидеры ЕС оказывали давление на Российское правительство, чтобы добиться ратификации Энергетической хартии, которая обязывала Москву предоставить значительную свободу зарубежным компаниям в инвестировании в сфере энергетики, контролируемой Российским правительством, в особенности в жизненно важных трубопроводах, достовляющих нефть и газ в Европу. За последние несколько месяцев российские правительственные лица продемонстрировали, что они не выполняют данные ими обязательства. Ссылаясь на факт перекрытия доставки газа для Украины, за несколько дней до начала саммита посол России при ЕС Владимир Чижов заявил: «События последних месяцев показали, что правовую базу в области энергетики нужно менять. В принципе, серьезные люди в Евросоюзе это понимают и признают, что Энергетическая Хартия – документ из другой эпохи».
В Хабаровске президент Медведев говорил больше о необходимости обеспечения «взаимной энергетической безопасности» как для стран поставляющих, так и потребляющих энергоресурсы. Российские участники переговоров особенно заинтресованны в возможностях инвестировать в энергораспределяющие сети стран ЕС.

Вместо того, чтобы полностью отказаться от договора, президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что Евросоюз намерен учесть интересы России в условиях предлагаемого соглашения, заявив представителям прессы следующее: "Мы будем учитывать эти предложения в процессе рассмотрения договоренности по Энергетической хартии". На пресс-конференции, состоявшейся после саммита, помощник российского президента Аркадий Дворкович заявил, что для российского правительства: "не имеет значения как будет называться этот новый документ. Он может быть существенно измененной Энергетической Хартией, или новым международным договором." Дворкович тем не менее предупредил, что Россия не удовлетворится несущественными «косметическими» изменениями в данном документе.

Несмотря на повторные заверения лидеров ЕС, Медведев снова выразил беспокойство по поводу программы Восточного партнёрства ЕС – инициативы, направленной на укрепление отношений с рядом бывших советских республик, в число которых Россия не входит. Раннее в этом месяце, ЕС созвал первое партнёрское заседание с представителями Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины. Хотя нынешние члены ЕС не собираются предлагать членство этим странам в ближайшее время, они, однако, признают значимость содействия благосостоянию и безопасности этих стран, так как любые проблемы могут выйти за их пределы и негативно повлиять на соседние государства ЕС. Программа представляет собой вариант Европейской политики соседства 2004 года, и предполагает помимо финансовой поддержки шести странам со стороны ЕС специальные встречи с этими странами.

Президент Медведев пожаловался на то, что какие бы намерения ни были у этой программы, у некоторых новых партнёров при сближении с ЕС могли быть антироссийские мотивы. А посол Чижов прямо предупредил: «Для нас важно, чтобы то, что делается в рамках этой инициативы, не было направлено против российских интересов, на искусственный отрыв этих стран от сотрудничества с Россией. Мы против того, чтобы данные страны СНГ ставились перед искусственной дилеммой: либо вперед, в светлое будущее с Евросоюзом, либо назад – с Россией”.

Надо признать, что некоторые европейские лидеры видят данное партнёрство как способ ослабления контроля Москвы над этими странами, обеспечивая их альтернативной поддержкой. Война в Грузии убедила лидеров ЕС в важности большего внимания усилению своего влияния в таком стратегически важном регионе. Евросоюз лоббировал эти страны, чтобы они поддержали прокладку трубопровода «Восток-Запад», который шел бы в обход российской территории. Согласно тому же послу Владимиру Чижову, правительства государств ЕС угрожают новым партнёрам не следовать за Москвой, и не признавать независимость Абхазии и Южной Осетии - сепаратистских регионов Грузии.

Однако в данный момент, российское беспокойство развивающимися отношениями ЕС с его новыми парнёрами кажется излишним. Несмотря на антипатию, которую, возможно, питают к России некоторые члены правительств новых партнёров ЕС, многие из них хотят сохранить близкие отношения с Москвой по экономическим и стратегическим причинам. К тому же все шесть стран переживают крупные внутренние политические конфликты и экономические проблемы, а подчас и то, и другое, что препятствует им становиться полноценными партнёрами в любой гипотетической коалиции против России.

В любом случае, в Хабаровске Медведев не сказал, какие шаги будут приняты Москвой чтобы заблокировать формирование такой коалиции. Однако решение России принудить председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, президента Чехии Вацлава Клауса и верховного комиссара ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Солану перелететь через всю российскую территорию было принято, возможно, для того, чтобы подчеркнуть огромные ресурсы Москвы, а также напомнить делегации ЕС, что российские нефть и газ могут также легко потечь на восток , в сторону Китая, как и на запад – в случае прямого конфликта между Москвой и Брюсселем относительно европейских соседей России.

Ричард Вайц – старший аналитик Хадсоновского института (Hudson Institute) в Вашингтоне,
постоянный комментатор блога Русской службы «Голоса Америки»

XS
SM
MD
LG