Линки доступности

Объективность экспертов – вот что требуется политикам


Объективность экспертов – вот что требуется политикам
Объективность экспертов – вот что требуется политикам
<!-- IMAGE -->

В каких сферах «перезагрузка» американо-российских отношений ближе всего к осуществлению? Чем ближе июльский саммит Барака Обамы и Дмитрия Медведева, тем чаще экспертное сообщество задается этим вопросом. Один из примеров тому - дискуссия, которая была организована в Московском Центре Карнеги. Поводом для нее стал приезд в Москву директора российской и евразийский программы Фонда Карнеги за международный мир (Вашингтон) Джеймса Коллинза.

По мнению этого весьма авторитетного эксперта, в 1997 - 2001 годах возглавлявшего Посольство США в Москве, сегодня есть основания полагать, что заявления руководителей двух стран о необходимости «перезагрузки» двусторонних отношений отражают не просто очередное изменение политической риторики. Во всяком случае, очевидно, что новый президент Соединенных Штатов стремится к углублению американо-российского диалога.

Если во времена прошлой республиканской администрации российское направление все-таки не было приоритетным, а двустороннее сотрудничество, как считает Джеймс Коллинз, в значительной степени ограничивалось частыми, дружескими контактами на высшем уровне, то сегодня подход меняется на глазах. Наряду с такими первостепенными задачами, как преодоление финансово-экономического кризиса и решение военно-политических проблем на Ближнем и Среднем Востоке, именно налаживание партнерских отношений с Россией становится все более важным фактором деятельности новой администрации.

<!-- IMAGE -->

Как признает один из участников нынешней дискуссии, независимый российский военный эксперт Павел Фенгельгауэр, Вашингтон, возобновив переговоры с Москвой относительно нового сокращения ядерных вооружений, продемонстрировал свою готовность идти на серьезные компромиссы. Ведь новый договор в этой сфере более важен для России, чья военная мощь будет и дальше - независимо от новых соглашений - объективно снижаться в связи с истощением ядерного потенциала, унаследованного от СССР, и недостатком ресурсов для крупномасштабной военно-технической модернизации. Поддержание ядерного баланса с США имеет принципиальное значение для Москвы, стремящейся сохранить статус великой державы и подтвердить гарантии собственной безопасности на длительную перспективу. Взамен Соединенные Штаты, как считает Павел Фенгельгауэр, рассчитывают на более предсказуемое и эффективное сотрудничество России со странами Запада по целому спектру вопросов глобальной политики. И прежде всего - в решении задач ядерного нераспространения, в предупреждении угрозы терроризма с использованием новых технологий и оружия массового поражения.

В этой связи особую важность для стратегического партнерства Москвы и Вашингтона приобретает афганское направление, считает военный ученый, полковник Олег Кулаков, еще в советское время участвовавший в боевых действиях в Афганистане. Сегодня он - один из признанных российских экспертов по афганской проблематике. Достаточно сказать, что не так давно полковник Кулаков работал в качестве приглашенного исследователя в военном колледже НАТО в Риме. «Эффективное взаимодействие России и США в Центральной Азии сейчас возможно, в частности, через привлечение такой структуры, как Шанхайская Организация Сотрудничества, - подчеркивает Олег Кулаков. - Есть вопросы, которые, например, в Узбекистане или Кыргызстане, уместнее решать через коллективные механизмы, чем добиваться этого через формат двухсторонних отношений США с центрально-азиатскими государствами. Кроме того, Иран уже является наблюдателем в ШОС. Привлечение его к сотрудничеству тоже целесообразно через выработку коллективной позиции стран по проблемам региональной безопасности».

«Однако фундаментом укрепления отношений наших двух стран должны стать взаимовыгодные деловые связи, - отмечает руководитель Центра североамериканских исследований Института мировой экономики и международных отношений Элина Кириченко, - пока же объем нашей торговли настолько незначителен, что не идет ни в какое сравнение с подобными показателями в контактах с Китаем, Евросоюзом, Индией. Речь идет при этом об обеих наших странах. А ведь у нас есть большой потенциал в аэрокосмической отрасли, в информационных технологиях, в энергетике, в том числе атомной».

По мнению Элины Кириченко, сейчас и в Москве, и в Вашингтоне принято только критиковать действовавшую в 1990-е годы комиссию по экономическому сотрудничеству Гор-Черномырдин. Однако, справедливости ради, надо помнить, что именно эта межправительственная комиссия заложила основу для современных деловых отношений двух стран. И сегодня президенты США и России - тем более, в ходе июльского московского саммита - могли бы дать хороший сигнал бизнесу, поспособствовав на законодательном уровне продвижению экономического диалога.

«У меня нет сомнений, что американо-российские отношения будут развиваться», - сказал Джеймс Коллинз, завершая встречу с политологами и экономистами в Москве. «Другой вопрос, - подчеркнул он, - насколько динамично может идти этот процесс. Это уже во многом зависит от политической воли нынешнего руководства, от деловой активности бизнеса и, наконец, от объективности и принципиальности оценок и рекомендаций, которые будет сейчас предлагать политикам экспертное сообщество обеих наших стран».

XS
SM
MD
LG