Линки доступности

Защита прав человека и внешняя политика США


Многие активисты правозащитного движения обвинили Хиллари Клинтон в смягчении американской позиции в вопросе о правозащитных нарушениях в Китае. Этот вопрос породил дебаты по поводу роли прав человека во внешней политике США в момент, когда критики указывают на нарушения американцами прав пленных в Ираке и других местах.

В марте манифестанты в Непале и в других странах отметили пятидесятилетие неудачного восстания тибетцев против китайского владычества.

Сторонники тибетской независимости обвинили государственного секретаря Хиллари Клинтон в том, что в ходе своего недавнего визита в Китай она заняла недостаточно жесткую позицию относительно нарушения прав человека в этой стране.

Но Клинтон утверждает, что США не смягчили позицию: «Мы расходимся по этим вопросам, и мы будем продолжать их обсуждать. Права человека являются частью нашего всеобъемлющего подхода к двусторонним отношениям».

Томас Мелия, заместитель исполнительного директора неправительственной организации «Фридом хаус», которая занимается защитой прав человека и продвижением демократии.
Он отмечает, что на переговорах с представителями других стран американские дипломаты должны всегда поднимать правозащитный вопрос, даже если ради этого придется пожертвовать другими интересами. «Мы хотим, чтобы наше правительство при общении с правительствами других стран постоянно подчеркивало, насколько этот вопрос для нас важен».

По словам правозащитников, скандальная история, связанная с унизительным обращением американских охранников с узниками тюрьмы Абу Грейб, подорвала репутацию Америки в сфере соблюдения прав человека. Они отмечают, что данные о применении пыток в Гуантанамо и на других объектах лишь усугубили ситуацию.

«Нашим позициям был нанесен огромный ущерб, и пройдет немало времени, прежде чем мы сможем восстановить свою репутацию в этом вопросе», – говорит Джо Сторк, специалист по Ближнему Востоку при организации «Хьюман Райтс Уотч».

Однако, указывают другие, не следует сбрасывать со счетов тот факт, что американское правительство предало суду тех, кто был причастен к издевательствам над пленниками Абу-Грэйб, а также то, что американские СМИ разоблачили эти факты.

Через год после истории с Абу Грэй госсекретарь США Кондолиза Райс призвала египетские власти провести свободные и справедливые президентские выборы.

Не все простые египтяне поверили в искренность американских намерений.

Однако в результате этих шагов как в Египте, так и в Саудовской Аравии были проведены выборы, имевшие историческое значение. По мнению некоторых политологов, они стали следствием внешнеполитического курса администрации президента Буша, сделавшего упор на политические реформы и на деликатное, но настойчивое дипломатическое давление.

«Для наших дипломатов это серьезная дилемма – с одной стороны не спровоцировать отчуждения своей публичной деятельностью, а с другой стороны, на частном уровне, подчеркнуть серьезность наших намерений в этом вопросе», – говорит Томас Мелия.

Но разногласия о том, какую именно позицию должны занять американские дипломаты, сохраняются.

Кристиан Броуз, старший редактор журнала «Форин полиси», считает, что, доказывая необходимость проведения правозащитных реформ, дипломатам нужно представлять этот довод не как требование, а как наиболее целесообразный подход к решению проблем. «Нужно сказать им: “Для американской политики это является приоритетом. В ваших собственных интересах пойти по этому пути”».

Но, по мнению Джо Сторка, США должны решительно заявить странам нарушителям: «Вам следует понять, что для сохранения с нами хороших отношений, вам придется соблюдать права человека».

При этом все правозащитники единодушны в том что, что требование о соблюдении прав человека должно оставаться неотъемлемым элементом внешней политики США.

«Это отражает нашу суть, наш характер, а также наше представление о том, каким мы хотели бы видеть будущее для всего мира», - подчеркивает Мелия.

Он считает, что администрации президента Обамы нужно приложить особые усилии на переговорах о соблюдении прав человека, ибо сам факт избрания Обамы является сильнейшим аргументом в пользу преимуществ свободного общества.

XS
SM
MD
LG