Линки доступности

Перезагрузка:  Россия – Иран – США


Иран объявил о том, что в среду проведет контрольную проверку первой в стране атомной электростанции, построенной в городе Бушер при участии российских компаний. Для работы на этой станции 700 иранских инженеров прошли обучение в России.

На запуске реактора будет присутствовать глава российской государственной корпорации «Росатом» Сергей Кириенко. Факт приезда на АЭС российского чиновника такого уровня говорит западным аналитикам о многом.

Для Соединенных Штатов иранская ядерная программа является приоритетным вопросом во внешней политике. Для России схожим раздражителем стала перспектива размещения в Польше и Чехии американской системы ПРО.
Вашингтон обратился к Москве с просьбой содействовать разрешению иранской проблемы в обмен на уступки по ПРО. Приезд Кириенко в Бушер говорит о том, что эта плата для России мала, и что Кремль пока не намерен «охлаждать» свои отношения с Ираном.

Западные аналитики видят прямую связь между датой пробного пуска иранской электростанции и скорой встречей президентов Обамы и Медведева. Иранская карта на сегодняшний день – самая главная для России в очень важной игре: завладеть вниманием Вашингтона и заставить США дать задний ход по ПРО.

Кремль, как считают аналитики, прекрасно понимает, что проект ПРО в его нынешних масштабах не представляет никакой опасности для России, она может легко нейтрализовать противоракеты. Что в действительности не устраивает Москву – это помощь Соединенных Штатов Польше в укреплении ее обороноспособности и размещение на территории страны американских солдат.

За отказ от сотрудничества с Ираном, как полагают эксперты, Россия хочет получить твердые гарантии того, что НАТО прекратит продвижение в страны бывшего СССР. История с базой «Манас» в Кыргызстане демонстрирует желание правительства Путина-Медведева замкнуть на себя все переговоры Запада с бывшими советскими республиками.

Разногласия между США и Россией, в свою очередь, на руку Тегерану, который хочет получить от Америки весомые дивиденды за прекращение своих ядерных проектов. И перед администрацией Обамы, которая в лице вице-президента Джо Байдена предложила «перезагрузить» отношения между Россией и США, стоит не простая задача: либо пойти на уступки и, как говорится, «сдать» своих восточно-европейских союзников, либо следовать жесткой политике Рейгана.

Есть еще и третий путь – попытаться лавировать между Москвой и Тегераном. Возможно, предвыборные обещания Обамы полагаться на дипломатию и вести прямые переговоры с теми странами, от которых отворачивался предыдущий хозяин Белого Дома, сыграют свою положительную роль.

Первым испытанием дипломатии Обамы станет его встреча с Медведевым в Лондоне 2 апреля на саммите G-20.

XS
SM
MD
LG