Линки доступности

Оттепель в американо-российских отношениях


Многие аналитики считают, что на протяжении 8 лет президентства Джорджа Буша-младшего американо-российские отношения неуклонно ухудшались.

В ходе своего выступления на международной конференции в Мюнхене вице- президент США Джо Байден дал ясно понять, что времена изменились.

«Перефразируя слова президента Обамы, – отметил Байден, – я могу сказать, что настал момент «перезагрузить» отношения между нашими странами. Пора сосредоточиться на тех сферах, в которых мы можем и должны сотрудничать с Россией».

Маршал Голдман из Гарвардского университета считает, что речь Байдена задала новый тон отношениям между Вашингтоном и Москвой.

«В прямом смысле слово “перезагрузить” означает очистить компьютер, чтобы освободить место для новых файлов, – говорит Голдман. – В данном случае речь идет о том, чтобы освободиться от груза прошлого, от старых позиций, вызывавших раздоры, и расчистить путь к свежим инициативам. Сделать это по плечу только новой администрации, не отягощенной проблемами, которые породила политика предшествующего правительства».

Одна из этих проблем, проистекает из намерения администрации Буша разместить элементы системы ПРО в Восточной Европе.

Джо Байден коснулся этого вопроса в Мюнхене: «Мы намерены и далее расширять ПРО как противовес растущей ракетной мощи Ирана при условии, что элементы системы будут технически и экономически обоснованы. Этот процесс будет сопровождаться консультациями с союзниками по НАТО и Россией».

Профессор Колумбийского университета Роберт Легволд считает, что слова Байдена сигнализируют принципиальный отход от позиции администрации Буша, которая считала необходимым развернуть ПРО вне зависимости от ее эффективности.

«Позиция нынешней администрации, – считает Легволд, – сводится к следующему: дальнейших разработок и размещения элементов противоракетного щита не будет до тех пор, пока мы не убедимся в его технологической эффективности и не заручимся соглашениями по этому вопросу, по крайней мере, с союзниками. Вашингтон также будет консультироваться с Россией, и Байден на встрече с заместителем премьер-министра РФ Сергеем Ивановым дал понять, что Вашингтон хотел бы найти приемлемый для России вариант размещения противоракет и заручиться согласием Москвы на участие в ПРО».

В своей речи в Мюнхене Байден также сказал, что Вашингтон и Москва могут продолжать сотрудничество в борьбе с «Аль-Кайдой» и «Талибаном» в Афганистане, а также по программам сокращения и нераспространения ядерных вооружений.

При этом он уточнил, что США не будут во всем соглашаться с Россией и не допустят превращения самопровозглашенных и признанных Москвой Абхазии и Южной Осетии в «зону влияния России». Тем не менее, сказал Байден, разногласия по отдельным вопросам не мешают Вашингтону и Москве сотрудничать в областях взаимных интересов. И таких областей немало, подчеркнул вице-президент.

Речь Байдена, по мнению экспертов, знаменательна не только тем, что он говорил, но и тем, что он опустил. Роберт Легволд указывает, что Байден обошел молчанием вопрос об ускорении процесса вступления в НАТО Украины и Грузии.

«От этой идеи отказались не только США, но и европейские страны. Не думаю, что в преддверии апрельского саммита НАТО, на котором будет отмечаться 60-летие альянса, кто-нибудь вновь предложит форсировать принятие Украины и Грузии. Когда-нибудь это, конечно, произойдет, но не сейчас».

Руководство РФ положительно отреагировало на речь Байдена. Но в интервью корреспондентам телепрограммы «Russia Today» Сергей Иванов высказался более осторожно.

«За свою жизнь – а мне уже 56 – я видел много «оттепелей», – сказал Иванов. – Я много раз видел, как добрые намерения ни к чему не приводили. Надеюсь, что в этот раз будет по-другому».

Аналитики считают, что для администрации Обамы было крайне важно как можно скорее очертить контуры политики в отношении России. Теперь настало время заполнить пробелы и строить отношения в духе позитивности, заданном мюнхенской речью Джо Байдена.
XS
SM
MD
LG