Линки доступности

Личные архивы Сталина


23 февраля в центре имени Вудро Вилсона состоялась пресс-конференция с участием заместителя директора издательства Yale University Press, писателя и исследователя Джонатана Брента, представившего свою новую книгу: «Личные архивы Сталина - открытие новой России»

Джонатан Брент любезно согласился ответить на вопросы Русской службы «Голоса Америки».

Рушан Садеков: Почему вы решили написать эту книгу?

Джонатан Брент: Когда я приехал в Москву в 1992 году, то понял, что стал очевидцем исторических событий, разворачивающихся у меня на глазах. Я записывал в блокнот все: свои беседы с людьми, в каких условиях я жил, куда ходил и так далее. Позже я написал пару статей в различные издания. Мои путевые заметки, которые я делал на протяжении всего этого времени, прочитал один издатель и предложил мне собрать все материалы и написать книгу.

Р. С.: Какие уроки, идеи вашей книги являются самыми поучительными для читателей?

Д. Б.: Я постепенно пришел к пониманию того, что важнейшее значение имеет культура. Культура человека, народа превалирует над всем остальным. Карл Маркс говорил, что бытие определяет сознание, то есть экономика определяет культуру человека. Маркс учил, что действие определяет мышление. Но я в России стал свидетелем абсолютно противоположного явления: действия людей определяются культурой и мышлением людей конкретной культуры.

Русские называют это менталитетом. Именно менталитет людей вообще и в России в частности нуждается в серьезном изучении и анализе. Именно такой русский менталитет был у Сталина, четко проявляющийся в материалах его личного архива, о которых рассказывает эта книга. Поэтому я считаю материалы из личного архива Сталина такими важными.

Р. С.: Почему Россия возвращается к своему прошлому, к сталинскому прошлому?

Д. Б.: Россия возвращается к своему прошлому и особенно тяготеет к сталинскому прошлому, потому что в России образовался идейный вакуум. В России сейчас нет никакой определяющей и цементирующей нацию идеи. Ведь Сталин дал своему народу самое ценное – идентичность, создав героическую идентичность, идентичность советского труженника.

Это была идентичность, овеянная ореолом славы, триумфа, восторга. Вспомните эти знамена, транспаранты, плакаты… Это был целый мир, которым люди могли гордиться, могли гордиться своими достижениями. А то, что все это сопровождалось и достигалось большой кровью, жертвами, преступлениям, для властей и народа было не слишком важно.

Я считаю, самое главное, что так ценили и ценят люди в России, что вызывает у них ностальгию по сталинскому прошлому – это героическая национальная идентичность, которую Сталин дал стране. После крушения Советского Союза образовался идейный вакуум, который ничем не удалось заполнить, поэтому люди идеализируют сталинское время.

Р. С.: Какая связь между сегодняшней, путинско-медведевской Россией и Россией сталинской?

Д. Б.: Необходимо понять, что между сталинской и путинской Россией много сходств. Но главных - два. Во-первых, это коррупция. Причем, коррупция в России работает не против правительства, а работает в интересах правительства. Правительство в России больше боится установления в стране верховенства закона, чем даже олигархов.

Во-вторых, это национализм, идея построения великой русской нации. Это очень опасная идея, которая уже приводила человеческую цивилизацию к катастрофическим последствиям: в Германии, в России, в Китае, по всему миру. Национализм необходимо держать под контролем. Как контролировать национализм сегодня – не знаю. Я думаю, что национализм можно обуздать с помощью других идей и других ценностей.

XS
SM
MD
LG