Клиффорд Гэдди, специалист по российской экономике в Институте Брукингса указывает, что падение цен на нефть нанесло сокрушительный удар по России. Резко уменьшились госдоходы, замедлилась экономическая деятельность, и под ударом оказались миллионы трудящихся. В январе объем производства автомобилей, к примеру, сократился на 86% по сравнению с тем же месяцем в прошлом году.
«Глобальный кризис наступил после глобального бума, – сказал Клиффорд Гэдди. – И так же, как все выиграли от бума, все пострадали от кризиса».
Андерс Ослунд из Института международной экономики Питерсона отмечает, что в столь же тяжелом положении находится и Украина. Вывод еще недавно огромного иностранного капитала подкосил экономику страны. Ослунд указывает на мрачные экономические показатели за январь.
«Стальной прокат, – говорит он, – горнодобыча и строительство сократились на 50%. Также на 50% упала стоимость валюты. В последнее время падение прекратилось, но обменный курс так и остался на низкой отметке».
Международный валютный фонд организовал финансовую помощь для Украины, Латвии, Венгрии и Сербии, поскольку они стояли перед угрозой дефолта по своим внешним обязательствам. Марек Белка, глава Европейского отдела МВФ объясняет тяжелое экономическое положение многих восточно-европейских стран коллапсом рынка недвижимости, который на протяжении нескольких лет приносил огромные доходы. Вину за крах он возлагает на западноевропейские банки, которые безответственно предоставляли кредиты, взвинчивая цены на недвижимость. Особенно сильно это коснулось стран Балтии.
«Иностранные банки, – указывает Марек Белка, – пытались захватить как можно большую долю рынка, полностью игнорируя риск».
Белка отмечает также, что в начале десятилетия кредитование Восточной Европы возросло на 600% и сейчас достигает одного триллиона долларов. Особенно усердствовали шведские, австрийские и итальянские банки. Естественно, именно они и пострадали больше всех от финансового кризиса в Восточной Европе, аналогичного тому, что свирепствовал в странах Восточной Азии 10 лет назад.
Все 3 экономиста выступали в понедельник на конференции в столичном университете Джорджа Вашингтона.