Линки доступности

Перспективы потепления американо-российских отношений


Ирина Попова: Сегодня у нас в гостях старший научный сотрудник института Кеннана при Международном центре имени Вудро Вильсона Александра Вакру.

Александра, добро пожаловать на «Голос Америки». Вы написали, что, несмотря на то, что с Россией трудно иметь дело, Америка все равно не сможет ее игнорировать. Почему вы так считаете?

Александра Вакру: У Америки должны быть связи со всеми странами мира и, тем более, с такой страной, как Россия. Это всегда были хорошие, сложные отношения, очень много точек соприкосновения между странами. Но в последние восемь лет отношения ухудшились, и стало очень сложно находить общий язык даже для решения простых проблем. Так что я считаю, что всегда были какие-то сложности и пункты несогласия, но мы обязаны найти общий язык с Россией.

И.В.: Что вы имеете виду, говоря, что Соединенные Штаты должны проявлять принципиальный прагматизм в отношениях с Россией?

А.В.: Это достаточно важный вопрос, потому что предыдущая администрация считала, что она руководствуется высокими принципами, такими как демократия и так далее. На самом деле, они их несколько нарушили, например, в Ираке. Я считаю, что если иметь принципы, надо иметь их в реальном виде. Нужно знать, во что вы верите, и нужно понять, что другие, может быть, с вами не согласны. Тем не менее, нельзя уступать, когда есть действительно важные моменты.

И.В.: Недавно в своей статье вы указали, что следовало бы рассматривать Россию как партнера, с которым у США есть сферы общих интересов, на которых следовало бы сосредоточиться. Какие сферы общих интересов вы бы выделили в первую очередь?

А.В.: Кстати, это не только я так считаю. Когда вице-президент Байден был в Мюнхене, он тоже сказал, что надо слушать и уважать Россию как партнёра. Естественно, будут моменты, когда предстоят сложные переговоры. И, тем не менее, есть общие вопросы, например, здравоохранение. Всех волнует возможность пересечения границ некоторыми болезнями, такими как туберкулёз, который не лечится обычными лекарствами, и птичий грипп. Мы можем приложить общие усилия, чтобы контролировать их распространение через границы из России или из Америки. Есть возможность сотрудничества в космосе. Всё-таки есть международная станция, а у Америки несколько лет не будет шаттлов, которые доставляют космонавтов до станции, и Россия, естественно, могла бы работать с Америкой, а Америка - с Россией. Также существуют общие вопросы, которые волнуют обе страны, - это вопрос иммигрантов. В России сейчас возникает проблема, потому что появилось много иммигрантов из Средней Азии, которые приехали в Россию работать, а сейчас эту работу теряют. Что с ними делать? Это такие же проблемы, как и в Америке. Я считаю, что мы можем найти экспертов с обеих сторон, чтобы обсуждать точки зрения и найти, все-таки, какой-то общий опыт, который помогает в решении таких проблем.

И.В.: В уже упомянутой статье вы назвали политический режим в России полу авторитарным. Представим себе такую картину: в России продолжается откат от демократических ценностей, усиливается цензура, нарушаются права человека, вводится жесткий контроль за СМИ, интернетом… Как вам кажется, Соединенным Штатам удастся проявлять принципиальный прагматизм в отношениях с Россией, если её развитие пойдёт в этом направлении?

А.В.: Это тонкий и сложный вопрос. Но, тем не менее, я вижу много стран в мире, которые действуют не так, как хотелось бы Америке, или как хотелось бы предыдущей администрации США, например, в Китае или в Африке. Всё-таки нужно найти какие-то точки соприкосновения, на которых можно строить отношения. Я не говорю о том, чтобы всегда соглашаться, это нереально, но, тем не менее, когда у партнёров есть пункты несогласия, которые были у США с Францией во время войны в Ираке, можно всё-таки устроить переговоры по менее тонким вопросам, менее болезненным вопросам, чтобы найти возможность компромисса в разговоре. А когда наступает кризис в отношениях, тогда можно использовать уже накопленный опыт общения и совместной работы. Это помогает в решении вопросов.

И.В.: Вы хотите сказать, что плохой мир, лучше, чем добрая ссора?

А.В.: В этом есть правда.

XS
SM
MD
LG