Разговор с журналистами Барак Обама предварил следующим заявлением:
«Я хочу вначале в общих чертах обрисовать экономическую ситуацию, сложившуюся в стране, а также поговорить о неотложных мерах, которые должны быть приняты для ее исправления.
Я сегодня посетил город Элкхарт в Индиане, в котором рабочие места тают быстрее, чем где-либо в Америке: за один год безработица там выросла с 4,7% до 15,3%. Городообразующие предприятия урезают рабочие места с пугающей быстротой, и люди, потерявшие работу, не знают, что им делать. Они не могут оплачивать счета, они сокращают до минимума свои траты. А это, в свою очередь, приводит к новому витку безработицы. На местном ТВ звучат объявления о том, где найти бесплатные кухни, которые и так с ног сбиваются, пытаясь накормить всех голодных.
И такое происходит по всей стране. Неделю назад в Майами выстроилась очередь в 1000 человек, чтобы подать заявления на 35 вакансий в пожарной службе. В прошлом месяце мы потеряли еще 598 тысяч рабочих мест, что фактически эквивалентно тотальной безработице в штате Мэн. Если у кого-то после этого остаются сомнения в том, что Америка переживает полномасштабный кризис, пусть поговорят с любым из миллионов сограждан, которые вместе работой утратили жизненные ориентиры, элементарную уверенность в завтрашнем дне.
Поэтому важнейшая задача предлагаемого антикризисного плана – это сберечь или создать порядка 4 млн. рабочих мест...
Несомненно, мы не можем полагаться целиком на государство как гаранта работы и экономического роста, это, в принципе, прерогатива частного сектора. Но в настоящий момент ввиду того, что частный сектор крайне ослаблен рецессией, только у федеральной власти есть достаточно ресурсов для того, чтобы оживить экономику. Только государство способно разорвать порочный круг, где потеря рабочих мест ведет к снижению потребительских расходов, которое влечет за собой дальнейшее сокращение занятости. Именно на разрыв этого порочного круга рассчитан антикризисный план, рассматриваемый ныне Конгрессом.
Этот план гарантирует, что американцы, потерявшие работу по независящим от них причинам, смогут и далее получать пособия по безработице и сохранить свою медицинскую страховку. 2,500 долларов будут предоставлены в виде налоговых льгот тем, кто сегодня с большим трудом оплачивает стоимость высшего образования; налоговые льготы на 1,000 долларов получат малоимущие и семьи со средним достатком. Словом, помощь адресована тем, кто неминуемо ее потратят, и тем самым вырвут страну из порочного круга, и вновь запустят ее экономику.
За последние 8 лет мы могли сполна убедиться в том, что одними только сокращениями налогов экономических проблем не решить, особенно, если сокращения эти ориентированы на самых богатых американцев. Эта стратегия была испробована неоднократно, и только ускорила приближение кризиса, который мы сегодня переживаем.
Поэтому мы сошлись на плане, в котором сотни миллиардов долларов в виде налоговых послаблений для среднего класса, связаны воедино с прямыми вложениями в здравоохранение, энергетику, образование и инфраструктуру; это инвестиции, которые сберегут нынешние рабочие места, а также создадут новые предприятия, способные обеспечить экономический рост, как сегодня, так и в отдаленной перспективе.
Более 90% вновь создаваемых рабочих мест будут в частном секторе, в областях экономики, нуждающихся в реальном улучшении. Это ремонт старых дорог и мостов, отстройка дамб и плотин, которая убережет нас от повторения трагедии «Катрины»; это строительство ветросиловых установок, производство солнечных панелей и новых экономичных автомашин, которые уменьшат зависимость Америки от импортной нефти; это рационализация чрезвычайно вздорожавшего медицинского обслуживания, которая спасет несчетное число жизней и сбережет миллиарды долларов; это создание передовых школ, библиотек и лабораторий для миллионов американских детей. И не будем забывать о пожарных, учителях и полицейских, которых лишится общество, если федеральная власть не укрепит бюджеты штатов.
Конгресс после продолжительных прений должен принять план, который соответствовал бы масштабу и сложности стоящих перед страной задач. Уже сегодня такой план поддерживают бизнесмены, представляющие фактически все отрасли хозяйства, поддерживает его и крупнейшее профобъединие АФТ-КПП. В нем учтены пожелания и демократов, и республиканцев. План отличается предельной прозрачностью, так что любой американец, выйдя в интернет, будет знать, как и на что тратится каждый заложенный в него цент. Чего в нем нет, так это пролоббированных расходов, равно как и расходов, абсолютно неприемлемых для той или иной стороны.
При всем при том план этот не идеален, такого в природе просто не бывает. Я не могу вам гарантировать, что все, что мы задумали, осуществится строго по замыслу. Но что я могу сказать с полной уверенностью, так это то, что бездействие лишь углубит кризис, а заодно и лишения, испытываемые народом. Моя администрация унаследовала дефицит госбюджета в триллион с лишним долларов, но поскольку нам достался в наследство и самый глубокий экономический кризис со времен Великой депрессии, то проявление пассивности грозит раздуть другой дефицит – рабочих мест, доходов и доверия потребителей и бизнес-сообщества. А вот этот дефицит способен трансформировать кризис в катастрофу. Пока я остаюсь на посту президента, я сделаю все, чтобы страна вновь заработала.
Я хочу поблагодарить членов Конгресса, которые, не жалея сил, продвигали этот план, а также призвать всех законодателей без промедления урегулировать свои разногласия и одобрить весь комплекс стимулирующих мер.
Сегодня наступил тот день, когда и американцы, и весь мир ждут от США лидерства. Это не то лидерство, о котором помышляло нынешнее поколение, но ради будущего наших детей, мы обязаны нести его. Демократии крепнут тем сильнее, чем больше спорят их граждане, но выживают благодаря тому, что граждане, невзирая на различия в происхождении и своих убеждениях, находят в себе мужество отринуть мелкие отличия во имя великой цели. Это испытание, выпавшее на долю Соединенных Штатов в эту зиму тяжестей наших, и долг наших руководителей и граждан – сохранять верность объединяющей цели. Проведя весь день в беседах с добропорядочными людьми, называющими Америку своим домом, я могу заверить вас, что это испытание нам по плечу».
Этими словами завершилось вступительное заявление президента Обамы на его первой пресс-конференции. Затем на него посыпались вопросы журналистов.
Противники плана президента делятся на 2 лагеря. Одни возражают против него с философских позиций – государство не должно вмешиваться в деятельность частного сектора. Другие рассматривают многие предусмотренные планом расходы, как безрассудное разбазаривание государственных средств.
Воспользовавшись вопросами журналистов, участвовавших в пресс-конференции, Обама парировал оба аргумента.
«Во-первых, – сказал президент, – я не согласен с тем, что государство не имеет права вмешиваться в деятельность частного сектора. В экстренных ситуациях государство становится важным игроком, не только способным, но и обязанным принимать все необходимые меры. Пример тому – программа президента Рузвельта, которая помогла вывести страну из Великой депрессии.
Во, вторых, как можно назвать разбазариванием государственных средств такие статьи плана, как, например, строительство новых школьных зданий? Эта программа, с одной стороны, немедленно создаст рабочие места, а с другой, обеспечит наших детей современными, оснащенными технологическими новинками школами, что, в свою очередь, приведет к повышению уровня образования.
Большинство вопросов, естественно, касалось стимуляционного плана и перспектив выхода из экономического кризиса. Но журналисты подняли и несколько внешнеполитических проблем. На вопрос о том, какую политику Соединенные Штаты будут проводить в отношении Ирана, президент ответил:
«После 30 лет отсутствия дипломатических отношений Соединенные Штаты ищут возможности диалога лицом к лицу с Тегераном. Однако нас глубоко беспокоят поддержка Ираном террористических организаций, включая «Хезболлу» и ХАМАС, и попытки Тегерана создать ядерное оружие. Как я уже говорил, мы готовы использовать все элементы национальной мощи, чтобы противостоять дестабилизирующему влиянию Ирана в регионе.
Но среди этих элементов есть и дипломатия. В ближайшие месяцы мы намерены тщательно изучить отношения с Ираном, найти точки соприкосновения наших стран и попытаться на их основе сесть за стол переговоров».
О стратегии США в Афганистане Обама сказал следующее: «В отличие от Ирака, где политическая система начала функционировать, в Афганистане центральное правительство все еще не контролирует ситуацию. Талибан ведет боевые операции. Террористы «Аль-Кайды», скрывающиеся в Афганистане и пограничных районах Пакистана, пытаются перегруппироваться и перевооружиться для новых нападений. Мы не можем им этого позволить. Мы должны использовать все возможные методы – военные, дипломатические и экономические, чтобы положить конец существованию Талибана и «Аль-Кайды». Я не знаю, сколько времени это займет, но с помощью наших союзников, мы добьемся успеха».
Последний внешнеполитический вопрос задала Эллен Томас – дуайен пресс-корпуса, аккредитованного при Белом доме. Она попросила Обаму обрисовать его отношение к распространению ядерного оружия на Ближнем Востоке. Ничего страшнее этого нельзя себе вообразить, сказал президент.
«Моя задача, – подчеркнул Обама, – остановить распространение ядерного оружия и сократить имеющиеся арсеналы. Мы обсуждали этот вопрос по телефону с президентом России Медведевым. Я надеюсь, что нам удастся начать диалог с Россией и придти к новому соглашению. На его основе мы сможем вести переговоры с другими странами об ужесточении режима нераспространения, который, с моей точки зрения, ослаблен.