В Давосе премьер-министр России Владимир Путин и глава китайского госсовета Вэнь Цзябао дали понять, что считают западные страны главными виновниками мирового финансового кризиса. Русская служба «Голоса Америки» попросила прокомментировать их высказывания Андерса Аслунда, старшего научного сотрудника Института международной экономики им. Питерсона.
Андерс Аслунд: Существуют две стороны вопроса. Китай и Россия в прошлом манипулировали своими валютными курсами и в связи с этим имели огромные профициты. Америка, в связи с этим, имела огромные платежные дефициты. Так что, вопрос - кто прав, кто виноват – спорный.
Важно, что общая ситуация разбалансирована, и надо стремиться к большему равновесию в мировой экономике. Другая проблема - слишком экспансивная монетарная политика, проводившаяся Соединенными Штатами.
В результате действий Китая и России в мире образовался огромный массив дешевых денег. Эти страны, повторяю, держали искусственно низкий валютный курс, особенно Китай. От этого, как уже было сказано, они получали огромный платежный профицит и накопили гигантские резервы. Теперь всем ясно, что подобный дисбаланс в мировой экономике – весьма вреден.
Анна Леонидова: Кто пострадал от этого больше всех?
А.А.: Это плохо для Китая и России. Это плохо и для нас. Из-за глобализации мы – все в одной упряжке. Ни одна страна не остается в стороне. Россия летом прошлого года получила 15-процентную инфляцию. Это показывает, что Россия, как и Америка, проводила экспансивную денежную политику. Так что виноваты в происходящем – все.
А.Л.: Ждете ли Вы от встречи в Давосе каких-то конструктивных результатов?
А.А.: Обычно, их в Давосе не бывает. В Давос приезжают, в основном, чтобы почувствовать, что происходит в мировой экономике. Думаю, мы получим весьма точную картину того, что чувствуют и думают о происходящем лидеры бизнеса и политики.