Линки доступности

Мировое сообщество приветствует предстоящее закрытие тюрьмы Гуантанамо


Большинство зарубежных стран приветствует решение президента Барака Обамы о закрытии военной тюрьмы на американской базе Гуантанамо на Кубе, где сейчас содержатся 245 человек, подозреваемых в причастности к терроризму. На прошлой неделе президент США распорядился ликвидировать тюрьму в течение года, однако возможные последствия этого решения заставляют задуматься: а как отразится на безопасности Америки освобождение заключенных и перевод некоторых из них в тюрьмы на территории США?

В критические месяцы после нападений 11 сентября 2001 года на военную базу США на Кубе были доставлены первые подозреваемые в причастности к терроризму. С тех пор эти лица находились в распоряжении американских властей, но вне юрисдикции американских судов, за пределами территории США.

По словам тогдашнего президента Джорджа Буша, такая мера представляет огромную важность для безопасности Америки: «Мы держим их под стражей, чтобы они не убивали наших людей».

Однако одним из первых распоряжений нового президента стала директива о закрытии тюрьмы Гуантанамо в течение года. «Это продуманный шаг, – сказал Барак Обама, – а не просто выполнение обещания, данного в ходе избирательной кампании. В этом я следую традиции высоких моральных норм, завещанных нам отцами-основателями Америки».

Шаг Обамы был благоприятно встречен мировой общественностью, воспринимавшей тюрьму Гуантанамо как темное пятно на репутации США, считает сотрудник Брукингского института в Вашингтоне Бенджамин Уиттс.

«Нет сомнений, – сказал он, – что этого ожидали многие не только за рубежом, но и в самих США, так как тюрьма в Гуантанамо превратилась в настоящий камень преткновения нашей дипломатии».

Но есть и те, кто считают, что решение президента Обамы усугубит риск для безопасности США в случае, если принимающие бывших узников Гуантанамо страны не смогут гарантировать их возврата к мирной жизни. Проблемы может создать и их перевод в американские тюрьмы.

Подобные опасения выразил сенатор-республиканец Джон Маккейн: «Что нам делать с людьми, которых мы собираемся отпустить, если ни одна страна не хочет их принимать? Что делать с людьми, которых предстоит депортировать в такие страны, как Йемен, который не справляется с основными функциями государства?»

Однопартиец Маккейна, сенатор Джон Корнин предупреждает, что отказ от агрессивных методов допросов и закрытие используемых ЦРУ секретных мест содержания подозреваемых за рубежом сделает Америку более уязвимой.

«Нам нужны объекты, – говорит Джон Корнин, – где сотрудники наших разведслужб могли бы держать опасных лиц и допрашивать их с целью получения информации, которая позволит предотвратить новые террористические акты».

Однако многие военные эксперты, в частности, адмирал в отставке Джон Хатсон, сомневаются в эффективности действовавшей до сих пор системы: «Пытки, тайные тюрьмы и тому подобное не отпугивает потенциальных врагов. Наоборот, все это помогает террористам вербовать новых сторонников и наносит Америке больше вреда, чем пользы».

Министры иностранных дел Евросоюза на встрече в Брюсселе в понедельник дали понять, что страны ЕС готовы принять часть заключенных в Гуантанамо. Однако это не снимает многих вопросов, указывает Бенджамин Уиттс: «Кого мы можем отпустить с твердой уверенностью, что он не вернется к террористам? Кого, где и как можно будет судить? Какие страны предоставят убежище?»

В самом деле, гарантий того, что депортированные из Гуантанамо вновь не возьмутся за оружие – нет. Так, бывший заключенный Саид Али аль-Шихри стал вторым лицом «Аль-Кайды» в Йемене. На видеопленке, опубликованной в Интернете, он заявил, что в Гуантанамо его пытали.

Потенциальная опасность освобождения заключенных признается всеми. Поэтому так необходим механизм обращения с ними, считает Уиттс: «В конечном итоге у нас на руках окажется группа лиц, не подлежащих ни суду, ни освобождению. И нам – обществу в целом – необходимо выработать для них специальные правовые процедуры».

В Гуантанамо сейчас находятся 245 заключенных. Многие дожидаются суда много лет. Похоже, что, так или иначе, в ближайшие 12 месяцев их участь будет решена.

XS
SM
MD
LG