Линки доступности

Новая политика России в Афганистане


Проектно-аналитический доклад «Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия» был подготовлен группой московских специалистов и представлен российским и зарубежным журналистам, а также экспертному сообществу.

Руководитель проекта – председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов признал, что в российском обществе до сих пор продолжает действовать «афганский синдром» – результат трагического участия советских войск в боевых действиях в Афганистане на протяжении почти 10 лет. Сегодня в российской политической элите и в обществе определились три позиции по афганскому вопросу.

Первая – позиция невмешательства, при которой предлагается и дальше ограничиваться отдельными акциями гуманитарной помощи, а всю ответственность за ситуацию в этой стране возлагать на США, НАТО и другие силы международной коалиции. Второй подход – это, так называемая, «реальная политика». Она констатирует, что уровень этнического противостояния в Афганистане таков, что сохранение единого государства уже невозможно.

Поэтому Москве якобы необходимо ограничиться тесными отношениями с северными провинциями Афганистана и создавать на их территории «буферную зону». И наконец, третья позиция, которую как раз и разделяет Юрий Крупнов, заключается в поддержке идеи создания сильного и независимого афганского государства, которое в свою очередь будет в состоянии ликвидировать наркоэкономику и терроризм на своей территории.

Другой автор доклада – директор Института мирового развития Серафим Мелентьев считает: прошедшие 7 лет показали, что расчеты на эффективность Боннского процесса (реализацию решений Боннской конференции ООН по Афганистану, состоявшейся в декабре 2001г.) и на присутствие иностранных войск и Международных сил содействия безопасности (МССБ, ISAF) в этой стране не оправдались. И сейчас не только у России, но и у других развитых стран и мирового сообщества в целом отсутствует внятная стратегия быстрого восстановления и укрепления этого, раздробленного и охваченного военными конфликтами государства, в котором процветают теневая экономика и наркобизнес.

Ильнур Батыршин, директор Центра антинаркотической политики добавляет, что за последние 7 лет объемы производства опиума в Афганистане выросли в 44 четыре раза, причем, в этот преступный бизнес вовлечены родственники ныне действующих афганских государственных чиновников. В таких условиях Москва просто обязана проводить активную политику в отношении Кабула. Ведь берущий начало в Афганистане наркотрафик проходит как раз через российскую территорию. При этом в самой России, по заявлению Ильнура Батыршина, уже примерно 2 миллиона наркоманов, из них половина употребляет тяжелые наркотики.


Доклад, посвященный новой российской политике в Афганистане, вызвал неоднозначную реакцию у многих участников презентации. В частности, некоторые эксперты выразили сомнение относительно точности статистики роста объемов производства наркотиков в Афганистане. Кроме того, не совсем понятно, а что конкретно предлагают авторы доклада? Отказаться от антитеррористического сотрудничества с США в этом регионе? Или может закрыть российское воздушное пространства для транзитных рейсов в Афганистан авиации НАТО? Но ведь даже по признанию ведущих военных специалистов – в прошлом старших офицеров министерства обороны СССР, именно присутствие на территории Афганистана международных вооруженных формирований сегодня отвечает интересам национальной безопасности России.

Впрочем, сами авторы доклада, и прежде всего Юрий Крупнов, признают, что у них нет собственных готовых решений афганского вопроса или желания добиваться блокового противостояния ШОС – НАТО в этом регионе. Однако, подчеркивает руководитель Института демографии, миграции и международного развития, приход к власти в США нового президента Барака Обамы и перенос им приоритетов американской внешней политики на афганское направление дает возможность Москве вновь ставить на повестку дня вопросы семилетней давности: какие задачи, какими силами, и в какой срок будут решены в Афганистане международной коалицией?

Уместно добавить, что в этом году в России появится еще не один повод вернуться к афганской проблематике. Ведь в феврале будет отмечаться 20-летие вывода советских войск из Афганистана, а в декабре – 30-летие ввода этих же войск. Наконец, в марте 2009-го года в Москве планируется провести международную конференцию по Афганистану с привлечением всех заинтересованных сторон для выработки новых подходов в достижении мира и стабильности в этом стратегическом регионе – самом сердце Среднего Востока.

XS
SM
MD
LG