Линки доступности

К каким отношениям с Россией следует стремиться администрации Обамы?


Мнения трех экспертов

Термины, которыми эксперты характеризуют отношения Вашингтона и Москвы, колеблются сегодня в диапазоне от «плохих» до «натянутых» и «увядших». И многочисленные личные контакты Джорджа Буша и Владимира Путина ничего изменить не смогли, констатирует Брент Скоукрофт, работавший с президентами Фордом и Джорджем Бушем-старшим.

«Эти встречи ничего не дали, стороны фактически не слышали друг друга, – замечает Скоукрофт. – Политику в отношении России в период после окончания «холодной войны» мы по-настоящему не продумали. С распадом Советского Союза, как казалось, Россия стряхнула с себя оковы исторического прошлого. Сегодня страна снова ищет свое место в мире, и в Москве очень сильно чувство, что США эксплуатировали слабость России, пока она находилась в состоянии разброда и хаоса».

«Да, согласен, – замечает коллега Скоукрофта бывший шеф Пентагона и директор ЦРУ Джеймс Шлезинджер. – После распада СССР мы, в общем, не замечали болевые точки России. А сейчас уже Кремль так свирепствует, что в цивилизованный диалог с ним легко не вступишь. Изменится ли это, сказать трудно».

Болевых точек с обеих сторон сегодня насчитывается предостаточно: это и война в Грузии, и поддержка Вашингтоном стремления Тбилиси и Киева вступить в НАТО, и проект ПРО в Центральной Европе. По членству Грузии и Украины в НАТО избранный президент Обама настроен, в целом, положительно – после того, как те выполнят все условия вступления в альянс. Схожая позиция у Обамы и в отношении противоракетной обороны: проект можно будет реализовывать, как только все элементы системы докажут свою эффективность.

«Я знаю, мои друзья-республиканцы ужаснутся от того, что я намерен сказать, но мне кажется, что США отчасти сами виноваты в плохих отношениях с Россией, – замечает бывший государственный секретарь Лоренс Иглбергер. – Что должны думать в Кремле, если мы создаем на границах России всяческие альянсы или размещаем противоракеты в Центральной Европе? Наши восточно-европейские союзники, конечно, рады, что Америка их защищает, но у России все это вызывает совсем другие чувства».

Как бы то ни было, но двустороннее сотрудничество в таких областях, как борьба с терроризмом, энергетическая безопасность и контроль над вооружениями, продолжается.

Скоукрофта радует, что Барак Обама готов вести диалог и с друзьями, и с недругами Америки.

«В меня вселяет оптимизм его философская позиция, что дипломатия, диалог – это подход, сулящий наилучшие шансы во внешней политике. Даже в самые мрачные периоды нашей конфронтации с СССР диалог с ним не прерывался, и это касалось даже такого острого вопроса, как ядерное оружие. И переговоры внесли ощутимый вклад в сохранение мира».

В свете этих соображений многие аналитики советуют Бараку Обаме уже в первые месяцы своего президентства встретиться с Дмитрием Медведевым.

XS
SM
MD
LG