Линки доступности

Споры вокруг предполагаемых связей между организацией ХАМАС и Ираном


Правительства арабских стран, придерживающиеся умеренных взглядов, не подымают особого шума по поводу конфликта в Газе. Однако Иран закатил громкую истерику, гневно осуждая действия Израиля и предлагая свою помощь организации ХАМАС. Большинство наблюдателей согласны в том, что ХАМАС и Иран тесно связаны друг с другом, но расходятся в вопросе о том, насколько эти связи тесны и глубоки.

Израиль уже давно утверждал, что ХАМАС получает от Ирана такую же помощь, что и ливанское движение Хезболла, основной иранский союзник в регионе. Израильские власти считают, что Иран вооружает и обучает боевиков ХАМАС. Но эта точка зрения вызывает возражения.

Джордж Джоффи, специалист по Ближнему Востоку, работающий в Кембриджском университете, отвергает утверждения о том, что Ирану удалось пробиться через израильские кордоны, окружающие Газу, и поставлять оружие ХАМАС:

«Мне очень трудно понять, как именно Ирану удается поддерживать эти контакты. Ведь даже на оккупированных территориях такие связи было бы трудно установить. А сектор Газа полностью изолирован от всего Ближнего Востока. Поэтому, следуя элементарной логике, трудно предположить существование указанных связей».

Но сотрудница частной аналитической фирмы «Стратфор» Рева Бхалла, считает, что для поставок оружия ХАМАС Иран использует изощренную сеть контрабандистских каналов Хезболлы:

«Речь идет о сети агентов Хезболлы, которые поставляют оружие через Судан. Они попадают в Египет по поддельным документам, выданным на суннитские имена, расплачиваются с синайскими бедуинами оружием и гашишем, а также платят взятки египетским пограничникам, чтобы нелегально проникнуть в Газу и переправить туда партии оружия по системе подземных туннелей».

Однако большинство специалистов сходятся в том, что даже если Иран и поставляет оружие ХАМАС, то он мало от этого выигрывает, если только не считать проблем, которые он создает Израилю. А вот на политическом фронте Тегеран несомненно получает выгоду от кризиса в Газе, ведь благодаря ему Иран пытается представить себя в роли лидера мусульманского мира.

По мнению Ревы Бхаллы, Иран пытается укрепить свою репутацию в регионе пытаясь поставить в неловкое положение умеренные арабские правительства:

«Позиция Ирана резко выделяется на фоне арабских режимов, которые сохраняют молчание по этому вопросу. Многим из них даже нравится, что ХАМАС получил по рукам, и они не имеют ничего против того, чтобы Израиль привел палестинцев в чувство. Существует огромная пропасть между настроениями арабского общества и позицией, занятой правительствами арабских стран. Иран пытается сыграть на этом противоречии».

Кроме того, эта игра пригодна и для внутреннего потребления. В июне иранского президента Махмуда Ахмадинеджада, известного своей ненавистью к Израилю, ожидают выборы.

По мнению Джорджа Джоффи, выражая поддержку ХАМАС, иранские теократы пытаются представить себя в качестве защитников всех мусульман:
«В самом Иране палестинский вопрос играет далеко не последнюю роль. Поэтому то, что происходит на Ближнем Востоке, несомненно, отразится на настроениях избирателей».

Но Мехрзад Буружерди, преподающий в Сиракузском университете политическую историю Ближнего Востока, считает, что в условиях ухудшающейся экономической ситуации в Иране поддержка ХАМАС не принесет нынешнему президенту дополнительных голосов на выборах:

«Опыт прошлого показывает, что иранских избирателей в первую очередь волнуют внутренние проблемы и особенно – экономические вопросы, и в гораздо меньшей степени – внешнеполитические дела. Поэтому ни страдания палестинцев, ни ядерная программа не сыграют решающей роли в том, за кого проголосуют иранцы».

Между тем, иранское агентство ИРНА сообщило, что 70 тысяч иранских студентов выразили готовность отправиться в Газу и стать смертниками, сражаясь с израильскими войсками.

XS
SM
MD
LG