Линки доступности

Южная Осетия: взгляд российских правозащитников 


"Южная Осетия: настроения, восстановление, беженцы, положение российских солдат". Так назвали свою презентацию во вторник в Независимом пресс-центре российские правозащитники, только что вернувшиеся из Цхинвала.

Как отметила Светлана Ганнушкина, член правления "Мемориала" и председатель Комитета "Гражданское содействие", сегодня ситуацию в Южной Осетии можно назвать более-менее спокойной, в том числе и в области межнациональных отношений. Власти Цхинвала официально заявляют, что будут пресекать любые попытки нарушать права грузинского меньшинства в республике. Действует автомобильное сообщение между Цхинвалом и Тбилиси. Однако Южной Осетии еще требуется значительная гуманитарная помощь. Люди здесь месяцами не получают пенсии и зарплаты. А в соседней дотационной российской Северной Отетии находится 1331 беженец из внутренних районов Грузии. В основном, это мужчины-осетины, которые покинули свои дома из-за страха за свою безопасность.

Вместе с тем, подчеркнула Светлана Ганнушкина, следовало бы отказаться от "расхожего" сегодня обвинения грузинской стороны в геноциде, так как это не соотвествует действительности, также, как и недавние заявления российских официальных СМИ о якобы двух тысячах погибших мирных южноосетинских жителях. В настоящее время прокуратура Цхинвала подтверждает сведения о 300 погибших и 5 пропавших без вести. Кстати, во вторник Интерфакс со ссылкой на Следственный Комитет при генпрокуратуре РФ заявил о 162 погибших в ходе конфликта жителях Южной Осетии.

В свою очередь представитель руководства "Мемориала" Светлана Ганнушкина обратила внимание журналистов на плохое расследование случаев мародерства и грабежа в грузинских селах. По этому поводу возбуждено только 6 уголовных и 80 административных дел, что, по мнению правозащитницы, не соответствует маштабам разрушений и грабежей. Причем здесь российские военные и южноосетинские ополченцы пытаются перекладывать вину друг на друга.

Парадокс, но в еще в худшем положении, чем местные жители, по словам Эллы Поляковой, председателя Комитета "Солдатские матери Санкт-Петербурга", находятся российские военнослужащие. Полякова продемонстрировала фотографии, на которых видно, что солдаты живут в дырявых палатках, разбитых прямо на голой мерзлой земле. Среди этих солдат много молодых призывников. А те, кто якобы является контрактником, просто под давлением командиров писали соответствующие рапорта. У солдат нет на руках ни договоров с условиями контракта, ни каких-либо других документов, потверждающих их статус на территории другой страны. Таким образом, считает председатель Комитета "Солдатских материей Санкт-Петербурга", российское государство заранее пытается отказаться от каких-то своих социальных обязательств перед военнослужащими, находящимися, по сути, в "горячей" точке.

Рядовым-призывникам и контрактникам по несколько месяцев не выплачивается денежное довольствие. Военные находятся "на кормлении у местных жителей", а деньги на мобильные телефоны им кладут родители в России. "Стыдно за наших военнослужащих, которые превращаются в бомжей на чужой территории, - призналась Элла Полякова, - и когда видишь все это, снова задаешься вопросом: а что наши солдаты вообще там делают?". Кстати, по заявлению организаторов пресс-конференции, российские власти до сих пор не предоставили точный список погибших и раненых военнослужащих во время нынешней Кавказской войны.

Отвечая на вопрос Русской службы "Голоса Америки" о возможности доступа международных наблюдателей, - в том числе от ОБСЕ, - на территорию Южной Осетии, представитель "Мемориала" Светлана Ганнушкина отметила: "Я думаю, что в этой республике очень многие спокойно относятся к появлению на ее территории международных организаций. В первую очередь гуманитарных, таких, например, как Датский Совет по беженцам. Полагаю, что у жителей Южной Осетии есть понимание, что широкое международное присутствие позволит быстрее преодолеть последствия конфликта и нормализовать отношения с Грузией".

XS
SM
MD
LG