Линки доступности

Мартин Несирки: «Политическая декларация не является самоцелью ОБСЕ»


Инна Дубинская: Финская пресса сообщает, что министры иностранных дел стран-членов ОБСЕ не смогли договориться о Политической декларации из-за разногласий между Россией и другими странами ОБСЕ. Россия же заявила, что не блокировала принятие Политической декларации. Что произошло на самом деле?

Мартин Несирки: Глава финского МИДа и председатель ОБСЕ Александр Стубб после окончания встречи выразил разочарование тем, что Политическая декларация не была принята, и сказал, что мы пропустили замечательную возможность. Однако он также дал ясно понять, что обвинять какое-то отдельное государство – неприемлемо и бесполезно. Ведь в ОБСЕ входят 56 стран, и все решение в организации принимаются на основе консенсуса. А это значит, что любая страна – большая или маленькая – обладает правом вето.

Кроме того, в последний раз вопрос о Политической декларации поднимался на министерской встрече ОБСЕ в 2002 году. ОБСЕ – своеобразный барометр, который измеряет политический климат в Европе, и с 2002 года климат, несомненно, изменился. Но, несмотря на разногласия по поводу Политической декларации, министры пришли к соглашению по десятку других вопросов, важных для осуществления деятельности ОБСЕ – таких, как малокалиберное и легкое оружие, а также борьба с торговлей людьми.

И.Д.: Большинство стран-членов ОБСЕ без особого энтузиазма восприняли предложение России пересмотреть систему европейской безопасности. Почему?

М.Н.: Многие участники встречи, в том числе и председатель ОБСЕ Стубб, проявили большой интерес к инициативе России, озвученной российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым в первый день. Конечно, хотелось бы услышать больше подробностей, но сам факт, что 50 из 56 глав МИДов стран-членов ОБСЕ приехали на встречу в Хельсинки, демонстрирует их интерес, а также то, что обсуждать подобные вопросы следует внутри ОБСЕ.

И.Д.: Каким образом можно преодолеть препятствия и достичь соглашения по окончательному варианту декларации, которая, несомненно, пойдет на благо всех стран ОБСЕ?

М.Н.: Политическая декларация – документ, соглашение по которому достигается на министерской встрече. Как я уже отметил, в этом году возможность для этого была, но оказалась упущенной. Так что Политической декларации в 2008 году не будет.

Но Политическая декларация не является самоцелью ОБСЕ; то, что она не была принята, не означает, что ОБСЕ прекращает работу. Важно смотреть на конкретные решения, принятые на встрече. Кроме того, давайте не забывать о предстоящем председательстве в ОБСЕ Греции. Греки дали ясно понять, что обсуждение всех предложений по безопасности и сотрудничеству продолжится, а это значит, что можно ожидать новых встреч, где будет далее рассмотрена инициатива России.

И.Д.: Почему же так важно принять Политическую декларацию? Ведь вы говорите, что даже без нее работа ОБСЕ успешно продолжается.

М.Н.: Конечно, прекрасно, когда все члены любой организации подписывают соглашение, определяющее ее принципы и ценности. Однако я считаю, что представители Финляндии, которые инициировали нынешнюю декларацию, не питали особых иллюзий по этому поводу и знали, что это трудная задача.

Политическая декларация придает дополнительный вес всем заявлениям и идеям о том, в каком направлении ОБСЕ должна идти в будущем. Это – важная веха. Но ее отсутствие не означает, что ОБСЕ идет по неправильному пути – ведь остается последовательность и целостность других принятых решений.

XS
SM
MD
LG