Линки доступности

На трезвую голову


Череда событий как-то заслонила на прошлой неделе немаловажную веху в истории США, которую уместно отметить кружкой пива или порцией виски: 75 лет назад, 5 декабря 1933 года была ратифицирована 21-я поправка к Конституции США. Если поинтересоваться, в чем заключалась эта поправка, то ответ будет весьма загадочным: 21-я поправка отменила 18-ю поправку.

Зачем понадобилась отмена? А затем, что принятая в 1919 году 18-я поправка запрещала производство и продажу в США напитков с содержанием алкоголя выше 0,5 градуса. То есть объявляла в стране «сухой закон», под который подпадало все спиртное, включая пиво.

Причин для отказа населению в выпивке было множество, но главная заключалась в политике. Америка после Первой мировой войны рьяно взялась за переустройство мира. В США большое распространение получило стремление стать «благородным примером» остальным странам и народам.

К этому времени достигло апогея движение суфражисток, добивавшихся права голоса для женщин. Неслучайно следующая, 19-я поправка, гарантировала американкам участие в выборах. Но женские организации в неменьшей степени добивались запрета на продажу алкоголя. Активистки были убеждены (не без оснований), что пьянство мужей есть источник всех социальных бед – разводов, разорений, домашнего хулиганства и т.д. Лозунгом движения было «Вырвать мужчину из пивной».

Влиятельные женские организации (в их числе - «Союз трезвости») объявили, что на федеральных выборах 1920 года они будут поддерживать только тех конгрессменов, кто голосовал за «сухой закон»…

Итак, хотели как лучше. Но реальность обернулась суровой стороной. Американцы стали пить не меньше, а больше. Причем, никто особенно не скрывался. В 1929 году, 10 лет спустя после введения запрета, в городских больницах Вашингтона пациентов, страдающих от алкоголизма было на 20% больше.

Производство и продажа спиртного приносили миллионные прибыли гангстерам. Именно в это время и на эти деньги возникла организованная преступность. Политики и официальные лица погрязли в коррупции. Идея «благородного примера» стала фарсом.

Но ущерб был отнюдь не только моральный. За 14 лет «сухого закона» почти 50 тысяч человек умерли от отравления недоброкачественным самогоном. Несколько сот стали жертвами перестрелок с полицией. Тюремные камеры были переполнены нарушителями, и вырвать их оттуда было куда трудней, чем из пивной. Стоимость охранительных и запретительных мер к 30-м годам превысила 12 млрд долларов, что в нынешних деньгах равнялось бы 200 млрд.

«Регулировать социальное поведение – рискованное предприятие, - писал по случаю отмены «сухого закона» известный критик того времени Х.Л.Менкен. – Но мессианское заблуждение, увы, непроходящая американская болезнь, так что нам следует готовиться к следующему законодательному поветрию и встретить его в штыки».

XS
SM
MD
LG