Линки доступности

Брюссель помогает цыганам


Европейская комиссия и правозащитные организации считают, что цыгане, самое крупное из европейских этнических меньшинств, по-прежнему страдают от дискриминации и преследований. Несмотря на меры, принятые Европейским Союзом, направленные на интеграцию цыган, они по-прежнему лишены возможности получить хорошую работу или образование. Даже в самом Брюсселе, где расположена штаб-квартира ЕС, цыгане безуспешно пытаются вырваться из порочного круга нищеты и попрошайничества.

…Для людей, работающих в этой брюссельской мастерской, столярное ремесло – отнюдь не хобби, но способ изменить свою жизнь к лучшему. Многие из тех, кто были направлены в это училище, считались неисправимыми. Среди учеников – все больше молодых цыган, которые видят в учебе шанс выбраться из нищеты и найти работу.

Однако, по мнению координатора профтехучилища Стефано Януцци, даже эта инициатива оказалось слишком ограниченной, чтобы принципиально изменить ситуацию: «Какие-то сдвиги имеются, но в настоящий момент этого явно недостаточно, поэтому у нас длинная очередь желающих поступить в это училище. Если бы они могли, то, конечно же, пошли бы учиться в вузы, где получали бы настоящие дипломы и ученые степени. Так что работы еще непочатый край».

Приблизительно 10 миллионов цыган проживают практически во всех двадцати семи странах Европейского Союза. Более шести тысяч восточноевропейских цыган обосновались в Брюсселе. Хотя все они – граждане стран-членов ЕС, большинство из них испытывают трудности с легализацией, поскольку на государства, вновь вступившие в Европейский Союз, налагаются ограничения, связанные с трудовой миграцией, и – в отличие от граждан других стран ЕС – выходцы из Восточной Европы не могут автоматически получить право на работу в Бельгии.

«Им не платят пособие, общество не поддерживает их, в результате каждый день для них – это борьба за выживание, – говорит Кун Герц, координатор программ некоммерческой организации Foyer, которая работает с цыганами. – Соответственно люди ставят перед собой лишь краткосрочные цели, а учеба является задачей долгосрочного характера».

Организация Foyer, в частности, проводит среди цыган просветительскую кампанию, убеждая их отдавать детей в школу, а не выгонять их на улицу. Только работая с родителями, можно решить проблему детей-попрошаек, говорит Герц: «Теперь родители стали чаще приходить на школьные собрания. Недавно на встречу пришли двадцать родителей, тогда как раньше ни один из них не появлялся в школе».

Для работы с родителями Foyer прибегает к посредничеству цыган, которые работают в школьной системе. Флорин Мунтян – один из таких посредников. По его словам, жизнь без образования или работы – это не жизнь.

«Человек, который попрошайничает в метро, делает это не из удовольствия, – замечает Флорин Мунтян. – У него просто нет иного выхода. Ему не на что жить. Он не может платить по счетам, он постоянно боится, что домовладелец выкинет его на улицу. Но больше всего его пугает перспектива быть высланным назад в Румынию».

Аурел Ростас благодаря Флорину Мунтяну сумел избежать такой судьбы. Ему было 15 лет, когда умерла его мать. Аурел уехал из своей деревни в Румынии, чтобы начать новую жизнь в Брюсселе.

Прошло три года, и теперь у него есть работа и квартира, в которой он живет со своей сестрой. По словам Аурела, он с удовольствием забыл бы о своей прошлой жизни: «Мне хочется забыть о том, как в Румынии мне нечего было есть, у меня не было ни одежды, ни обуви, ни денег. Но вот теперь я в Бельгии, и у меня все в порядке. Я нашел работу, у меня есть деньги, одежда и крыша над головой».

Недавно Еврокомиссия вновь заявила о своем намерении бороться с дискриминацией против цыган. Этой теме была посвящена первая встреча в верхах ЕС-Румыния. Но когда речь заходит о нуждах простых людей, дополнительное финансирование может сыграть огромную роль в изменении человеческих судеб к лучшему.

XS
SM
MD
LG