Линки доступности

Украинская Православная Церковь и лояльность Москве


После распада Советского Союза в 1991 часть Украинской Православной Церкви – так называемая Церковь Киевского Патриархата – объявила себя автономной. Другая часть – Церковь Московского Патриархата – признает московского патриарха.

Раскол на две церкви, за каждой из которых идут миллионы приверженцев, также отражает политический раскол внутри Украины на тех, что выступает за более тесные связи с Россией, и тех, кто хотел бы переориентировать страну на Запад.

…Михайловский Златоверхий собор в Киеве, разрушенный при Советской власти в 1930-х годах, был восстановлен во всей своей былой красе после того, как Украина получила независимость в 1991 году.

Многие из его прихожан говорят, что поддерживают независимость Украины и не доверяют России. Среди них – адвокат по имени Андрий, греко-католик из Западной Украины. По его словам, ему хорошо в Украинской Православной церкви Киевского Патриархата, но не Московского: ее он не воспринимает как религиозную организацию. Он считает ее частью российского государства, указывая, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата поддерживает любые антиукраинские действия в Украине.

Представитель Московского Патриархата в Киеве архимандрит Кирилл (Говорун) говорит, что церковные лидеры знают о существующих проблемах. По его словам, Москва хочет объединить нацию, опасно разделенную между проукраинскими и пророссийскими силами.

«Мы хотели бы проводить такую политику (если можно говорить о церковной политике), чтобы не отталкивать ни одну из сторон, – говорит архимандрит Кирилл. – Причем речь не идет о том, чтобы пассивно окормлять верующих, а о том, чтобы объединять их в единый народ, Запад и Восток вместе, чтобы они ощущали себя частью единого целого, широкого проекта и широкой цивилизации, которую представляет собой Украина».

По словам архимандрита Кирилла, миллионы людей, относящие себя к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, – истинные граждане Украины, и их не надо воспринимать как российских наймитов.

Надежда работает турагентом, она из Восточной Украины и ходит в церковь, признающую Московскую Патриархию. «Церковь передавалась к нам из поколения в поколение, через наших родителей, – говорит она, – и я не вижу, зачем что-либо менять. Это ведь символ двух братских народов, русских и украинцев, и раскол здесь не нужен. Забыла: еще белорусов. Я считаю, что церковь нас объединяет, и разделяться нам ни к чему. Бог – един».

Чиновники Киевского Патриархата признают, что кое-то в Московском Патриархате предпринимает усилия по созданию отдельной украинской церкви. Но Епископ Евстратий из Киевского Патриархата говорит, что их церковь должна быть независимой от России.

«Если церковь расположена в одной стране, а ее руководство – в другой, – говорит священник, – особенно если между двумя странами имеются непростые отношения, очень трудно преодолеть соблазн использовать церковные структуры соседнего госдуарства в политических целях, что мы и наблюдаем в Украине».

Многие украинцы отмечают, что представительство Московского Патриархата в Киеве находится на улице Ивана Мазепы, названной в честь украинского общественно-политического деятеля XVIII-го века, который построил многие из церквей древнего комплекса Патриархата. Изображение гетмана Мазепы можно видеть на современной украинской денежной купюре.

Однако в России его привычно называют «предатель Мазепа» – после того, как в 1709 году он был отлучен в России от церкви за нарушение клятвы, принесенной царю Петру Первому. Представители Украинской Православной Церкви напоминают, что Российская Православная Церковь не откликнулась на их призывы снять отлучение Мазепы.

XS
SM
MD
LG