Линки доступности

Владимир Сокор: «Азербайджан может сыграть решающую роль в достижении стабильности в регионе» 


15 октября в Азербайджане пройдут выборы президента страны. Многих политиков и аналитиков волнует вопрос – насколько изменится политика Азербайджана и каковы перспективы отношений между Азербайджаном, США и Россией. Владимир Сокор, аналитик фонда Джеймстаун поделился своим мнением по этому поводу с Русской службой «Голоса Америки».

Наджия Бадыкова.: Отличаются ли настоящие выборы в Азербайджане от предущих выборов?

Владимир Сокор.: Настоящие президентские выборы отличаются от предыдущих выборов существенным образом. Во-первых, благодаря своим богатым энергетическим ресурсам Азербайджан продвинулся далеко вперед в области экономического развития и ее опыт можно назвать успешным. Поэтому первой отличительной чертой настоящих выборов является то, что они проходят на фоне активного экономического роста.

Вторая отличительная черта – это то, что выборы проходят после грузинского конфликта, которые оказали влияние на все события в регионе. Важно подчеркнуть, что события в Грузии продемонстрировали умешьшение западного влияния в целом на регион и усиление присутвия России. Третья отличительная черта – это отказ традиционных оппозиционных партий, таких как Муссават и Партии Народного Фронта, учавствовать в выборах, ибо они хорошо осозновали, что у них нет шансов на победу, и им не хотелось признавать собственное поражение.

Н.Б.: Вы сказали, что грузинский кризис повлиял на выборный процесс в Азербайджане. Как именно?

В.С.: Грузинский конфликт брослил зловещую тень не только на ситуацию или выборы в Азербайджане, но и в целом на весь регион. Самое неприятное, что выборы проходят после вторжения русских в Грузию. Российская агрессия поставила под сомннеие следующие устоявщиеся представления о регионе. Очевидным стало то что, представление о превосходстве Запада на Кавказе, с точки зрения идеологических ценностей, политики и экономики в регионе по сравнению с Россией, уже нельзя рассматривать как незыблемое.

Ряд событий до и после вторжения России в Грузию продемонстрировал: Запад и, в частности США, постепенно отдаляются и теряют свои позиции в регионе. В тоже время, для России открываются широкие возможности для усилиления своего влияния. Такая динамика уже наблюдается на протяжении последних нескольких лет.

Поэтому внешним контекстом, определяющим своеобразие этих выборов, является то, что Россия неизбежно возвращается в регион в качестве сильного и агрессивного игрока. Поэтому именно сейчас, более чем когда-либо раньше, для азербайджанского политического руководства важен вопрос национальных интресов. Я думаю, что для всех политических партий и течений Азербайджана важно не преследовать узкие партийные интерсы, а объединиться вокруг единой платформы,отражающей истинные национальные интересы Азербайджана.

Далее, события в Грузии также поставили под вопрос надежность транспортных энергетических систем, соединяющих страны Центральной Азии, Азербайджан и Европу. Более того, важно осозновать, что Азербайджан является главным связующим звеном между Западом и Вотоком не только в области траспортировки энергетических ресусов из Прикаспийского региона, но как транзитный корридор, соединяющий Запад и Европу. Я думаю, что важность этих фундаментальных факторов Запад до сих пор не осознает в полной мере.

К сожалению Запад был сильно увлечен Грузией и не уделял должного внимания Азербайджану. Поэтому в сложившейся ситуации дальнейшее игнорирование Азербайджана будет глубоко ошибочным. Необходимо признать, что именно Азербайджан может сыграть решающую роль в достижении стабильности в регионе.

Н.Б.: Вы затронули вопрос транспортировки энергетических ресурсов, в связи с этим – насколько реальны планы по строительству новых трубопроводов, в частности, НАБУКО?

В.С.: Осуществление проекта НАБУКО под большим вопросом. Дело в том, что Запад продвигая проект НАБУКО, по крайней мере дважды, потерпел поражение. Во-первых, была продемонстрированна несостоятельность лидеров европейских стран-потребителей обеспечить доступ к туркменскому газу. Далее, Запад не смог прийти к единому мнению по подключению Ирана к проекту, чтобы показать техническую состоятельность НАБУКО.

Поэтому до тех пор, пока нет уверенности в том, что есть газ для наполнения трубопровода НАБУКО, инвесторы не будут делать инвестиционные вложения в проект. Европейским странам и США следует понять, что проект не может быть осуществлен без серьезной поддержки на государственном уровне. Запад не должен оставлять Азербайджан один на один с Россией, которая будет продолжать оказывать давление на Азерабайджан.

Н.Б.: Владимир, Вы сказали, что грузинский конфликт повлиял определенным образом на выборы в Азербайджане, и вы упомянули, что, до последнего времени, Соединенные Штаты Америки стали постепенно отходить от региона. Как Вы думаете, как будут развиваться отношения между США и Азербайджаном в будущем?

В.С.: Как я говорил на конференции в Брюсселе на прошлой неделе, американские и европейские наблюдатели за выборами в Азербайджане, обычно, на следующий день после выборов публикуют отчет. На этот раз первый параграф этого заключения, они должны начать с подтверждения достигнутого прогресса и написать, что выборы были успешнее по сравнению с предыдущими.

В прошлом, их оценка предыдущих выборов в Азербайджане была несправедливо негативной. В этот раз, для американских и европейских наблюдателей не должно быть так трудно заметить неоспоримые улучшения при проведении выборов. Вместо того, чтобы начать свой доклад о результатах прошедших выборов и, как они обычно делают, в первом же параграфе написать, что «выборы не оправдали наших ожиданий» или «выборы не соответствуют установленным международным стандартам», вместо этого, они должны начать с предложения о признании ими улучшений.

Они могут написать и об ошибках, если необходима критика. Но если необходима критика, то критика в более конструктивной форме, по сравнению с предыдущими выборами. Понятно, что перевыборы президента Ильхама Алиева можно будет объяснить так, что Азербайджан стал преуспевающей страной при благополучном правлении Ильхама Алиева и его отца. Более того, не существует альтернативной сильной оппозиции в настоящий момент, а существующие кандидаты оппозиции на пост президента по настоящему не составляют ему конкуренции. Нет альтернативной, более успешной политики в Азербайджане.

Н.Б.: Как буду развиваться отношения между США и Азербайджаном ?

В.С.: С одной стороны, эра так называемых «цветных революций» и утопической идеи распространения демократии в одночасье из Вашингтона во все страны мира – идеология устаревшая. На мой взгляд, она должна была отмереть намного раньше, она достаточно долго просуществовала. Но, к счастью, мы это уже пережили. Азербайджан развивается не революционно, но эволюционно и достаточно успешно. Государство на данный момент стабильно, но существует угроза нестабильности со стороны России и, потенциально со стороны Ирана.

Н.Б.: Владимир, в этом случае, что Вы думаете по поводу отношений между Россией и Азербайджаном?

В.С.: Россия пытается переориентировать Азербайджан в направлении севера, то есть России. Для меня и, я думаю, для многих других жителей Азербайджана, критерием успешной политики Азербайджана является направление экспорта энергоресурсов. Именно направление экспорта энергоресурсов является основой политики Азербайджана. Азербайджан сделал свой выбор и со времен президентства Гейдара Алиева ведет успешную политику по этому вопросу.

Выбор про-западного направления основан на национальном консенсусе. Россия старается эту позицию изменить. Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан в безопасности. Что может быть поставлено под вопрос – это экспорт газа. Именно поэтому для Запада так важно предпринять несколько шагов: первое, сделать все возможное, чтобы Турция не перегородила Азербайджану экспорт газа через свою территорию на Запад.

Азербайджан должен наладить отношения напрямую с европейскими потребителями газа, а не продавать его Турции, чтобы она, в свою очередь, не представляла азербайджанский газ как турецкий и не перепродавала его странам Европы. Такие стоят задачи перед Азербайджаном по отношению к Европейскому Совету и Турции. Второе, обеспечить, чтобы Азербайджан продавал свой газ по ценам рынка, и Россия не смогла предложить более выгодные условия через своего гиганта «Газпрома».


XS
SM
MD
LG