Линки доступности

Профессор Джули Джордж о президентских дебатах


Политолог считает заявления кандидатов о России предвыборной риторикой

Профессор Квинс-колледжа в Нью-Йорке Джули Джордж (Julie George, Queens College) – политолог, специализирующаяся на СНГ. За последние 6 лет она провела по два года в России и в Грузии. Результатом её исследований стала книга об этническом сепаратизме в России и в Грузии, которая в ближайшем будущем будет опубликована в издательстве Пэлгрэйв Макмиллан Пресс. По просьбе Русской службы Голоса Америки она прокомментировала некоторые аспекты президентских дебатов, состоявшихся во вторник вечером в Нэшвиле.

Михаил Гуткин: Мнения Барака Обамы и Джона Маккейна расходятся по многим вопросам внешней и внутренней политики, но по одному вопросу они практически полностью согласны. Отвечая на вопрос о Грузии, оба кандидата говорили о том, что действия России в отношении этой страны абсолютно неприемлемы, и что Вашингтон должен оказать поддержку Тбилиси. Чем объясняется такое единодушие?

Джули Джордж: События в Грузии в августе 2008 года дают возможность и Обаме, и Маккейну представить себя избирателям в качестве кандидатов, занимающих твёрдые позиции по вопросам национальной безопасности. Бараку Обаме необходимо обозначить свои позиции в этой области, и Грузия даёт ему возможность сделать это вне контекста Ирака или Афганистана. Джон Маккейн много раз бывал в Грузии, и для него это – возможность продемонстрировать свой опыт, также вне контекста Ирака или Афганистана, учитывая, что его позиция по войне в Ираке не слишком популярна среди избирателей.

МГ: Думаете ли Вы, что такое единодушие кандидатов по Грузии отражает консенсус американского политического истеблишмента?

ДД: По отношению к Грузии – да, но необязательно по отношению к России. Американские политические круги в целом ещё со времён Эдуарда Шеварнадзе поддерживают процесс демократизации в Грузии, её вступление в НАТО и интеграцию в европейские структуры. Такая позиция Соединённых Штатов стала ещё более чёткой при Джордже Буше после «революции роз», и сейчас оба кандидата в президенты намерены продолжать эту политику.

Что касается России, то, на мой взгляд, у Соединённых Штатов Америки нет ясной позиции. Частично это объясняется тем, что мы не до конца понимаем политику России. Действия России в Грузии часто называют «агрессией», или «консолидацией влияния» на пост-советском пространстве. Барак Обама говорил о «возрождающейся, поднимающейся на борьбу России» во время дебатов. Мне кажется, предвыборная риторика несколько преувеличивает реальные разногласия между Россией и Соединёнными Штатами.

Эта риторика несколько упрощает трактовку событий в Грузии ради интересов предвыборной кампании. Ситуация более сложна, чем её представляют кандидаты, и я не думаю, что такая упрощённая трактовка может служить основой для формирования долгосрочной политики по отношению к России или Грузии. Но думаю, что после выборов, ближе к инаугурации нового президента, риторика уступит место более реалистичным, нюансированным оценкам. То, что говорят сейчас кандидаты, возможно, не вполне соответствует их истинному пониманию ситуации. С другой стороны, Маккейн много раз бывал в Грузии, посещал Южную Осетию до августовской войны, и, вероятно, его риторика в большей степени соответствует его видению ситуации.

МГ: Какой совет Вы могли бы дать кандидатам, если бы участвовали в формировании их политики по отношению к России и бывшему Советскому Союзу?

ДД: Я, прежде всего, подчеркнула бы, что Россия является важным государством, и что США следует избегать возвращения к «холодной войне». Я терпеть не могу сам этот термин, потому что он плохо отражает текущую ситуацию. Мне кажется, что нам следует трезво оценить интересы России. С другой стороны, Грузия и другие бывшие советские республики боятся России и стремятся в НАТО. Соединённым Штатам должно быть понятно это стремление, и они должны протянуть этим странам руку дружбы. Думаю, политика США должна быть более взвешенной и нюансированной по сравнению с тем, что мы слышали во время прений Обамы и Маккейна. Так, модератор Том Брокау спросил, применим ли к Россим термин «империя зла», которым Советский Союз «наградил» Рональд Рейган?

МГ: Вы не удовлетворены ответами кандидатов на этот вопрос или самим вопросом?

ДД: Самим вопросом. Оба кандидата поступили совершенно правильно, уйдя от прямого ответа.

XS
SM
MD
LG