Линки доступности

В Москве почтили память Анны Политковской


Несмотря на проливной дождь, почтить память Ани в Новопушкинский сквер пришли сотни самых разных людей. Среди них, конечно, и коллеги-журналисты, которые перед началом митинга раздавали всем участникам траурной акции спецвыпуск «Новой газеты»: «Суд над убийцами должен быть открытый».

Эту же мысль повторил и отрывший митинг главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Он выразил уверенность, что уголовное дело об убийстве Анны Политковской, несмотря на огромное противодействие, будет доведено до логического конца.

Бригада Следственного комитета, по словам Муратова, работает очень профессионально и ответственно. Главная заслуга следователей, что сейчас уже точно определен убийца, который стрелял в подъезде на улице Лесной. Но проблема в том, что некоторые должностные лица пытаются сделать вывод: раз часть эпизодов направлена в суд, значит расследование закончено.

Напротив, считает главный редактор «Новой газеты», никак нельзя говорить о конце следствия, если убийца на свободе, если заказчик преступления не определен.

Дмитрий Муратов уже в интервью Русской службе «Голоса Америки» обратил внимание, что дело будет рассматривать Московский окружной военный суд. Это тот самый суд, который отпустил на свободу убийц другого журналиста – Дмитрия Холодова. Еще и по этой причине редакция «Новой газеты» будет настаивать на открытом судебном процессе.

Нынешний траурный митинг памяти известной журналистки официально не назывался политическим. На нем не было партийных лозунгов. Но были многие оппозиционные российские политики. А потому и без политических заявлений никак не обошлось.

Как подчеркнул в своем выступлении Борис Немцов, есть зловещий символ в том, что день гибели Анны Политковской совпадает с днем рождения Владимира Путина, во время президентства которого была убита независимая журналистка. Немцов напомнил слова Путина о Политковской: она своей смертью нанесла нам больший ущерб, чем своими публикациями…

За подобное циничное заявление, сделанное сразу после убийства, считает Борис Немцов, президента в другой стране мог ожидать импичмент, но только не в путинской России…

Эту тему продолжил и выступивший на митинге Гарри Каспаров: «Мы по-прежнему не знаем, кто убил, но каждый из нас может ответить, за что убили… Анна была честным, мужественным и свободным человеком. Этому же она учила других. И именно этим она представляла угрозу для путинского режима. Анна могла быть остановлена только таким злодейским убийством…».
Гарри Каспаров выразил большое сомнение, что полагаясь на власть имущих, можно добиться истинного ответа, кто же стоял за убийством Анны Политковской?

К сожалению, современная российская действительность дает слишком много поводов для подобных сомнений. Как отметил руководитель Союза журналистов РФ Всеволод Богданов, если в целом в стране раскрывается 80 процентов убийств, то когда речь идет о гибели журналистов, это статистическая цифра не достигает и 15%.

Тем важнее сегодня оказалась международная профессиональная солидарность. В поддержку российских журналистов в этот день пришли 600 тысяч писем и телеграмм со всего мира: из Европы, Америки, Индии, Африки. У председателя Фонда защиты гласности Алексея Симонова просто не хватало рук, чтобы показать все письма, и времени, чтобы зачитать хотя бы некоторые яркие цитаты из них.

Придет время, и имя Анны Политковской станет одним из символом свободной демократической России, говорили многие из выступавших на митинге памяти. В ее честь назовут улицы и площади. Но для этого, как заметил писатель Виктор Шендерович, каждый из нас должен продолжить служить тому справедливому делу, за которое Анна отдала свою жизнь.

XS
SM
MD
LG