Томас Пикеринг занимал пост постоянного представителя США при ООН с 1989 по 1993 год. С 1993 по 1996 он был послом США в Москве. По возвращении домой до 2001 года занимал должность заместителя государственного секретаря по политическим вопросам. Сегодня Пикеринг - один из разработчиков проекта реформы системы национальной безопасности США.
Посол Пикеринг в интервью Русской службе «Голоса Америки» поделился своими взглядами на эту реформу.
Наджия Бадыкова:Господин
Пикеринг, в своей статье «Угрозы безопасности стирают грань между
партиями» (Security threats cut across party lines), опубликованной в газете
Вашингтон таймс (Washington Times), вы пишите, что независимо от того, кто станет
следующим президентом США,
наиважнейшим
для него будет реформа системы национальной безопасности. Почему это важно именно сейчас?
Томас Пикеринг: Реформирование системы национальной безопасности сегодня важнее, чем когда-либо. Современный мир переживает беспрецедентные проблемы. Мы являемся свидетелями радикальных изменений в мире, и старые схемы внутренней и внешней политики просто престали работать. В частности, система национальной безопасности, которая прекрасно служила во времена «холодной войны», стала крайне неэффективной. Таков консенсус экспертов.
Различные структуры, отвечающие за национальную безопасность, плохо координируют свою работу. Это прежде всего относится к сотрудничеству дипломатических и военных ведомств. Существует также серьезный разлад между планами исполнительной власти и тем, как они на деле финансируются Конгрессом.
Нынешняя структура национальной безопасности, созданная еще в 1947, неплохо функционировала в течение многих лет, однако теперь, я повторю, она исчерпала себя, и уже не отвечает современным реалиям.
Н.Б.:Расскажите немного о системе национальной безопасности, созданной в 1947 году. Вносились ли в нее с тех пор какие-то изменения?
Т.П.: В соответствии с законом 1947 года при Белом Доме был создан Совет Национальной безопасности; он располагал небольшим штатом и имел поначалу исключительно консультативные функции. Тогда же впервые в истории Америки было создано централизованное разведывательное ведомство, получившее название ЦРУ, и отдельный вид воздушных войск.
С тех пор система претерпела некоторые изменения. Так, например, пять лет тому назад был принят закон, в соответствии с которым учреждались региональные командные структуры с подчинением им всех видов и родов войск в данном регионе. Раньше это было невозможно сделать.
Реформированию также подлежат схемы взаимоотношений с нашими союзниками.Так что здесь очень много работы.
В разработку проекта реформы вовлечено огромное число специалистов из различных областей, проведено изучение свыше 200 конкретных политических и военных решений разных администраций. Сейчас мы работаем над самой сложной частью этого проекта - рекомендациями.
Н.Б.: Не смогли бы вы привести некоторые примеры? В
частности, в своих комментариях вы критикуете существующую систему политических назначений.
Т.П.: Да, политические назначения - это злободневная тема. Беда в том, что эта практика идет вразрез с острой необходимостью повышения профессионализма кадров, занятых в системе национальной безопасности. Следует увеличить число позиций, замещаемых профессионалами из дипломатического корпуса, и сократить, соответственно, сферу политических назначений, которая охватывает должности многих послов и высокопоставленных чиновников Госдепартамента.
Традиционно одна треть таких позиций замещается политическими назначенцами. Некоторые из них вполне адекватны, но таких немного. Профессионализм - это важное звено реформы всей системы национальной безопасности. Это только один из примеров, когда небольшой шаг может значительно улучшить систему в целом.