Линки доступности

Правозащитники: жители грузинских сел Южной Осетии никем не защищены


В Москве состоялась пресс-конференция по итогам шестидневной поездки представителей «Мемориала» и московского отделения «Хьюман Райтс Вотч» в Южную Осетию. Они посетили Цхинвали, а также осетинские, совместного проживания и анклавные грузинские села..

В своих выступлениях представители обеих правозащитных организаций отмечали, что ситуация в этом регионе не такая однозначная, как пытаются представить пропагандисты обеих сторон конфликта.

Правозащитники указали на расхождение между числом погибших, которое называется в заявлениях ряда российских и южноосетинских официальных лиц – 2000, и числом погибших, представленных Следственным комитетом при Генеральной прокуратуре РФ – 137.

Все попытки подтвердить заявленное число погибших оказались безуспешными – один правительственный комитет отсылал правозащитников к другому, который, в свою очередь, рекомендовал им вернуться к первому. В ходе посещения местных больниц и кладбищ подтвердить данные о тысячах погибших также не удалось.

Представитель «Мемориала» Александр Черкасов назвал лживой пропагандой, сообщение о том, что грузины, якобы, загнали осетинских жителей одной из деревень в церковь и сожгли их живьем: «Мы приезжаем в село и выясняется, что в селе об этом не знают, что в селе об этом узнают от приехавших… и задающих вопросы. Жители говорят, знаете, может быть в другом селе это было!?».

Правозащитники также не обнаружили в осетинских деревнях никаких доказательств достоверности сообщений о том, что грузинские военнослужащие подвергали женщин, детей и стариков пыткам, проводили массовые убийства и совершали другие преступления.

В абсолютном большинстве анклавных грузинских сел до начала военных действий наблюдался исход грузинского населения. По мнению Черкасова, этот исход указывает на то, что нападение грузинских военных не было спонтанным.

«То есть это было заранее спланированной эвакуацией грузинского населения из зоны боевых действий, что, в общем, можно было бы только приветствовать: зачем подставлять людей под пули, – говорит правозащитник. – Но тогда возникает вопрос об ответственности, и кем считать этих людей: это беженцы или это эвакуированные. Ответственность за них несет и грузинская администрация то же».

Заместитель директора московского отделения «Хьюман Райтс Вотч» Татьяна Локшина сказала, что подвалы домов в Цхинвали в абсолютном большинстве случаев обеспечивали осетинам защиту от обстрелов. Она считает, что крайне немногочисленные жертвы среди мирного населения, если таковые вообще имелись, были среди людей, покинувших подвалы в поисках воды и продовольствия. Еще несколько человек погибли, попав под перекрестный огонь, когда, поверив слухам об открытии гуманитарных коридоров, пытались выбраться из Цхинвали.

Татьяна Локшина ставит российским войскам в заслугу то, что в середине августа они спасли жизнь ста с лишним мирных грузинских жителей и предотвратили поджоги и разграбления домов в некоторых грузинских анклавах в Южной Осетии. «Однако потом, – говорит Локшина, – российские войска сняли контрольно-пропускные пункты вокруг грузинских сел, а югоосетинские власти не обеспечивали безопасность их жителей. Те села, которые мы с Александром проехали, фактически выгорели дотла».

Правозащитники отметили, что грузинские дома в Южной Осетии продолжают поджигать. Находится в грузинских селах опасно для грузин-стариков, смешанных грузино-осетинских семей и даже самих осетин. Татьяна Локшина призвала российские войска защитить мирных граждан и любую остающуюся невредимой собственность.

Представители правозащитных организаций «Мемориал» и «Хьюман Райтс Вотч» подчеркнули, что доклад посвящен только ситуации в Южной Осетии. О положении в Грузии будет предоставлена отдельная информация.

XS
SM
MD
LG