Линки доступности

Украинское эхо кавказского конфликта


«…вполне вероятно, что дело дойдет до досрочных выборов, хотя, по-моему, сейчас не время для их проведения»   

Вооруженный конфликт между Россией и Грузией, и последовавшее за ним признание Москвой Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств стали катализатором резких политических изменений – сначала в кавказском регионе, а затем и далеко за его пределами.

Открытие нового парламентского сезона в столице Украины ознаменовалось широкомасштабным кризисом. Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) отказался поддержать проект постановления, осуждающего агрессию России против Грузии, предложенный президентским блоком «Наша Украина – Народная самооборона» (НУ-НС), что привело к фактическому развалу правящей коалиции. Размежевание, хотя и не столь драматическое, наблюдается и в стане противников президента Ющенко: когда Раиса Богатырева – один из лидеров Партии регионов и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины – выступила в поддержку президентского проекта, она была незамедлительно исключена из партийных рядов.

Каковы причины парламентского кризиса в стране, и к каким изменениям на украинской политической сцене он может привести? С этими вопросами Русская служба «Голоса Америки» обратилась к профессору сравнительной политологии Киево-Могилянской академии Алексею Гараню.

Алексей Пименов: Алексей, парламентские кризисы – не такая уж редкость для Украины. Однако нынешний развал «оранжевой коалиции» произошел буквально на глазах. В какой степени он явился для вас неожиданностью, а в какой – его все-таки можно было предвидеть?

Алексей Гарань: Пока что я не стал бы чересчур драматизировать случившееся и представлять его, как это уже делается, как конституционный переворот. Это не так. Идет давняя борьба за полномочия между секретариатом президента и правительством. Важно отметить, что идет она в условиях не завершившейся конституционной реформы и, к тому же, на фоне приближающихся президентских выборов. Поэтому у тех, кто знает, что такое коалиционное правительство и знаком с европейской парламентской практикой, происходящее не должно вызвать удивления. Распад коалиции, произошедший на наших глазах, и раньше рассматривался как один из возможных вариантов развития событий. Но есть и другое немаловажное обстоятельство, на которое, я хотел бы обратить ваше внимание: этот распад еще не оформлен. Да, «Наша Украина» приняла решение о выходе из коалиции, но оно вступит в силу только через 10 дней. Думаю, что на протяжении этих десяти дней за кулисами будет идти очень сложный переговорный процесс. Со стороны он может выглядеть по-разному: возможна и демонстрация мускулов, и взаимные обвинения, подчас весьма резкие, и возможны призывы к примирению. Восстановление коалиции все-таки остается одним из вариантов разрешения нынешнего кризиса, хотя, конечно, мы должны рассматривать и другие варианты.

А.П.: Тем не менее, факт остается фактом: некогда непримиримые политические противники, я имею в виду БЮТ и Партию регионов, фактически выступают заодно.

А. Г.: Я бы сказал, что в действительности этот союз – сугубо ситуационный. То, что произошло вчера, уже имело место в январе 2007 года, когда БЮТ и Партия регионов, действуя совместно, добились внесения изменений в закон о кабинете министров. Эти изменения увеличивали полномочия Януковича, и для Тимошенко это была рискованная игра, однако в результате Ющенко был вынужден вернуться к союзу с Тимошенко. В конечном итоге все это привело к досрочным президентским выборам и к формированию коалиции. То же самое можно сказать и о вчерашних событиях: речь идет, помимо всего прочего, о давлении на президента – прежде всего, со стороны БЮТ, но также и со стороны Партии регионов – стремясь вернуться во власть, строить планы новой коалиции и вести с президентом переговоры на эту тему.

А.П.: Раскол не миновал, однако, Партию регионов. Как бы вы прокомментировали исключение из ее рядов Раисы Богатыревой?

А.Г.: Оно свидетельствует, в частности, о том, что в Партии регионов есть и компромиссное крыло, и крыло радикальное. К первому относятся Богатырева и Ахметов, а ко второму – Янукович. Умеренные давно ведут переговоры с секретариатом президента, стремясь получить определенные дивиденты. Богатырева выступала как своеобразное связующее звено между президентским секретариатом и умеренной группировкой в Партии регионов, и ее исключение из партии свидетельствует о том, что в какой-то момент позиция Януковича получила большинство. Но интересно, что сама Богатырева заявила о своем намерении оспорить это решение – и это лишний раз указывает на те противоречия, которые существуют в Партии регионов.

А.П.: Алексей, все эти политические коллизии развернулись на фоне кавказского кризиса. Можно ли сказать, что украинскую коалицию расколол грузинский вопрос, или дело обстоит сложнее?

А.Г.: Конечно, к распаду коалиции привело не просто обсуждение грузинского вопроса, потому что если в рамках коалиции и существовали различия в этой области, то только в том, что касается стиля и риторики. Никто не ставит под сомнение территориальную целостность Грузии. Однако Ющенко выступает с более радикальными и открытыми заявлениями, а Тимошенко формулирует свою позицию более сдержанно, примыкая к позиции ЕС. Иную позицию занимает Партия регионов. Ее лидер действительно сделал большую ошибку, заявив о том, что Украина должна признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Это заявление обернулось против него и, более того, я думаю, что оно сильно повредит его международному имиджу. Что же касается судьбы коалиции, то я думаю, что грузинский вопрос, скорее всего, послужил поводом для обострения внутренних противоречий, существовавших и прежде.

А.П.: Как, по вашему мнению, могут развернуться события в ближайшие дни?

А.Г.: Официально правящая коалиция будет существовать еще 10 дней. Конечно, я бы предпочел, чтобы она была восстановлена. Такой сценарий возможен, хотя не думаю, что он является наиболее вероятным. Возможно и формирование коалиции «Наша Украина – Партия регионов». Не исключено и просто ситуативное большинство в парламенте. Но нельзя сбрасывать со счетов и иной вариант развития событий: стенка на стенку. В этом случае стороны не будут рационально просчитывать последствия своих действий, и вполне вероятно, что дело дойдет до досрочных выборов, хотя, по-моему, сейчас не время для их проведения.

XS
SM
MD
LG