Линки доступности

Узловые моменты двух съездов


Политолог Илан Берман, вице-президент неправительственной организации - Американский Совет по внешней политики – находится в Сент-Поле, наблюдая за съездом Республиканской партии. Русская служба «Голоса Америки» попросила его проанализировать ситуацию, сложившуюся в дни номинационного конвента.

Инна Дубинская: Ураганы заставили руководство республиканцев сократить повестку дня съезда. Как это может отразиться на статусе партии в глазах электората? Ведь съезд Демократической партии и, в частности, выступление ее кандидата Барака Обамы смотрели по телевидению 38 миллионов американцев?

Илан Берман: Мне кажется, то, что сейчас происходит, сложится для республиканцев достаточно позитивно. Во-первых, сенатор Маккейн, призвав всех американцев – независимо от партийных пристрастий - помочь пострадавшим, показал, что он готов работать на общенациональной платформе. Что касается сравнения аудиторий - на выступлении Обамы было 84 тысячи человек, - то республиканцы просто не могут собрать такое количество людей. Ураган сделал программу партии более компактной и более сфокусированной, – а это уже переводит разговор с числа зрителей на тему важности программы. Это уже разговор о способности республиканцев работать на благо страны в момент кризиса. Теперь партия должна показать, что готова взять на себя ответственность.

И.Д.: Выбор Маккейна своей напарницей губернатора Аляски Сары Пэйлин встревожил многих демократов, которые считали, что их карту побить невозможно – ведь у них впервые кандидатом выступает афроамериканец. Если взвесить на чаше весов две президентские команды – демократическую и республиканскую, – какова перспектива?

И.Б.: Ситуация, действительно, очень интересная. Кто бы ни выиграл, в любом случае на верху властной пирамиды окажутся либо первый афроамериканец, либо первая женщина. Это исторический момент. В то же время следует обратить внимание на то, что Маккейн резко изменил расстановку сил в политической игре. Раньше инициатива исходила от демократов, на пост президента выдвигался афроамериканец, который очень популярен. По телевидению его называют «агентом перемен».

Естественно, Маккейн хотел перехватить инициативу. И он выбрал женщину-губернатора, обладающую практическим опытом и квалификацией, которых нет у остальных кандидатов, поскольку они все – сенаторы. Им никогда не приходилось иметь дело с такими проблемами, как стихийные бедствия в штате. Пэйлин – человек, не принадлежащий к классу политической элиты Вашингтона. Это как раз то, чем козырял Обама,– что он не является частью политического истеблишмента, что он принесет перемены в Конгресс и в Белый Дом. Сейчас получилось, что Пэйлин – более реальный агент перемен, чем он.

И.Д.: Что позволяет делать такое заключение?

И.Б.: Взгляните: Обама – часть структуры Сената, он ничего не делал на национальной платформе до этого момента, а Пэйлин – делала. Она – губернатор штата, который очень важен для американской энергетики, который играет важную роль в политических прогнозах республиканцев. И поэтому, мне кажется, ее выберут. Она - молодая женщина, у нее пятеро детей, она умело сочетает карьеру и семью. Пэйлин очень соответствует платформе Маккейна и очень понравилась республиканцам, которые до этого опасались Маккейна, потому что он не совсем соответствует идеалам Республиканской партии.

И.Д.: Тем не менее губернатор Пэйлин – «темная лошадка», мало известная широкой публике. Какие факторы могут стать негативными, особенно теперь, когда СМИ вплотную занялись биографией и послужным списком Сары Пэйлин?

И.Б.: Пока рано об этом говорить. Но, кажется, у нее очень мало негатива. И, наоборот, много позитива. Большая дружная семья. Твердая антикоррупционная платформа. Высокий авторитет в штате Аляска – она многое изменила в республиканской партии в своем штате со времени вступления в должность. Все, что сенатор Маккейн искал в напарнике, – готовность менять Вашингтон и наличие собственных взглядов – он, мне кажется, нашел в губернаторе Пэйлин. Я вижу, что республиканцы здесь, на съезде, очень рады такому выбору.

И.Д.: Мы знаем, что на политическую карьеру бывшего президента Билла Клинтона весьма негативно повлияли факты его личной жизни, семейных неурядиц. Если в биографии губернатора Пэйлин обнаружатся факты, мало приемлемые с точки зрения морали, сыграет ли это столь же драматическую негативную роль?

И.Б.: Трудно сказать. Может быть, потому, что она – младше, ее карьера более прозрачна. Она только недавно стала национальной фигурой. Но если возникнет какой-то подобный скандал, это, конечно, поменяет динамику выборов и окажется очень негативным фактором для Маккейна. С другой стороны, если подобный скандал произойдет с кандидатом на пост вице-президента от Демократической партии Джо Байденом, то же будет и в команде Обамы.

И.Д.: Будут ли на предстоящих выборах играть серьезную роль внешнеполитические вопросы, в частности, отношения с Россией?

И.Б.: Безусловно. Все – и демократы, и республиканцы – понимают, что ситуация в Грузии и вторжение России на ее территорию представляют собой серьезную и фундаментальную угрозу европейской демократии, если на нее не ответить. И я думаю, что об этом будут серьезно говорить и кандидат Обама, и кандидат Маккейн. Мне кажется, что отношения с Россией будут занимать более важное место в их выступлениях и в их платформах.

XS
SM
MD
LG