Линки доступности

Российско-грузинский конфликт ставит Турцию в сложное положение


Турция поставляет в Россию больше товаров, чем любая другая страна, и зависит от поставок российского газа

Примет ли Турция сторону Америки и ее партнеров по НАТО, станет ли пропускать в Черное море новые военные корабли для оказания помощи Грузии? Или выберет Россию, страну, с которой Турция делит черноморское побережье? Впервые с 1952 года, когда Турция вступила в члены НАТО, ей приходится делать выбор.

В последнее время Турции нередко приходилось играть роль посредника между конфликтующими сторонами, будь то Америка и Иран, Израиль и Сирия, или Пакистан и Афганистан.

Но сегодня Турции предстоит выбрать, на чью сторону встать в российско-грузинском конфликте. С каждым новым американским военным кораблем, пропущенным к портам Грузии, для Турции вопрос этот становится все острее.

В минувшие выходные после того, как американские военные корабли с грузом гуманитарной помощи вошли через Босфор в Черное море, российские власти напомнили Турции, что, по действующей договоренности, военные корабли стран, не расположенных на черноморском побережье, могут находиться в акватории Черного моря не более 21 дня.

Босфорский пролив, протяженностью в тридцать два километра – единственный путь, по которому корабли могут входить в акваторию Черного моря. Только через Босфор можно попасть в морские порты Грузии. Обязанность контролировать пролив, согласно конвенции Монро от 1936 года, возложена на правительство Турции.

Эксперт по международным отношениям из стамбульского университета Билги, Соли Озел говорит: «Турция – член НАТО и сосед Грузии, которой она оказывает огромную экономическую и военную поддержку. Но Турция также контролирует вход и выход из акватории Черного моря. В связи с этим, любое развитие событий отразится на положении этой страны».

Кроме того, на карту поставлены торговые отношения с Россией. Турция поставляет в Россию больше товаров, чем любая другая страна, и зависит от поставок российского газа.

«У нас очень хорошие экономические отношения с Россией, – отмечает Соли Озел. – Наш торговый оборот превышает 10 миллиардов долларов, 64 процента газа и 40 процентов нефти мы получаем из России».

В связи с растущими ценами на энергоносители и вызванным этим внешнеторговым дефицитом, Турция пытается придать новый импульс торговле с Россией. Однако введенные российской стороной новые таможенные правила могут обойтись Турции в 3 миллиарда долларов. Министр торговли Турции Курсад Тузмен усматривает в новых правилах политическую подоплеку и считает, что Москва наказывает Анкару за то, что американские военные корабли проходят через Босфор.

В ответ Анкара намерена с 1 сентября ввести ограничения на российский экспорт и пересмотреть свою позицию в отношении вступления России во Всемирную Торговую Организацию.

В то же время, как стало известно из турецких дипломатических источников, Анкара делает все возможное, чтобы не оказаться вовлеченной в российско-грузинский конфликт. Турецкая пресса также призывает правительство занять нейтральную позицию.

Анкара прилагает усилия по поддержанию мира в регионе. Премьер-министр Турции посетил и Москву, и Тбилиси. Соли Озел не верит в успех этих усилий, но считает их немаловажными.

«Я рассматриваю их как жест доброй воли, – говорит Озел. – Если из этого что-то получится, – прекрасно. Если нет, никто не будет винить Турцию. Во всяком случае, это лучше того, что могут сделать европейцы».

В предстоящий викэнд Турцию должна посетить министр иностранных дел Грузии Эка Ткешелашвили. На будущей неделе в Турции ожидают министра иностранных дел России Сергея Лаврова. По мнению экспертов, шансы на какой-либо успех в сближении сторон у Турции невелики, но ей самой необходимо удержать равновесие в отношениях и с Москвой, и с Западом. А с новым американским кораблем, который пройдет Босфор в ближайшие выходные, держать баланс Турции станет

XS
SM
MD
LG