Линки доступности

Каштаны и вязы


Те, кто прибывают в Новый Свет из Европы, видят много для себя непривычного. Но если они некоторое время здесь поживут, то обнаружат и отсутствие многого для себя привычного. Одним из самых сильных для меня разочарований, как это ни странно, было отсутствие смородины и крыжовника.

Черная и красная смородина, равно как и крыжовник — весьма обильный источник витамина С, важный для северных народов. С приобретением Флориды и Калифорнии и началом массовой культивации цитрусовых эти ягоды утратили свою незаменимость, но свою популярность сохранили, так как большинство американцев в то время составляли потомки народов севера Европы.

Однако, в начале XX века федеральное правительство запретило выращивать смородину и крыжовник на всей территории страны. Дело в том, что живущий на этих кустарниках грибок оказался настоящим бичом так называемой «белой сосны» и создал угрозу для деревообрабатывающей промышленности страны. Опасность давно миновала, но запрет на выращивание этих ягод был снят лишь в 2003 году (хотя все еще действует в нескольких штатах) — как это нередко бывает, благодаря инициативе частного энтузиаста. Но за сотню лет о смородине и крыжовнике здесь просто забыли.

Впрочем, гораздо известнее в американской истории напасть, поразившая вяз, одно из любимейших деревьев городского пейзажа — так называемая «голландская болезнь вяза». Ее завезли в Европу в начале прошлого века, но она распространилась ближе к середине и в Америку была завезена из Нидерландов. Эта болезнь, тоже грибковая и распространяемая жуком-короедом, с конца 60-х годов истребила в США и Канаде неисчислимое количество деревьев. К счастью, ее удалось остановить: в 70-х годах было изобретено средство против грибка, а также насаждались болезнеустойчивые виды вяза.

Но даже эта древесная чума не была самой крупной трагедией в истории американской флоры. Болезнь американского каштана уничтожила целиком уникальный древесный вид. По свидетельствам былых времен, это дерево во многом превосходило китайские и европейские разновидности: его древесина легко поддавалась обработке, а плоды по вкусу были куда лучше. Кроме того, американский каштан обладал многими благотворными качествами для поддержания и укрепления общего лесного покрова. По горькой иронии, в 1946 году была написана одна из любимейших американских рождественских песен, «Каштаны жарятся на открытом огне», и примерно к этому же году американский каштан исчез с лица земли.

К счастью, еще есть возможность вернуть это замечательное дерево, и некоторые варианты рассматривает на страницах журнала American Scientist Дэвид Вандермаст. Это скрещивание с более болезнеустойчивыми породами или создание трансгенной разновидности американского каштана.

Увы, как хорошо известно, трансокеанские контакты в прошлом оказывались роковыми не только для флоры. Отцы-пилигримы, высадившиеся на территории сегодняшнего Массачусетса, обнаружили там очень мало представителей местного населения, хотя по свидетельствам прежних очевидцев это были довольно густозаселенные места. Точно такое же запустение было обнаружено на юге нынешних США, где ранее испанский конкистадор Хуан Понсе де Леон видел цветущие города.

Демографическое оскудение Америки перед началом ее массовой колонизации было вызвано возбудителями болезней, занесенных туда европейцами, к которым у коренных американцев не было иммунитета.

Все это, конечно, не отменяет жестокостей и несправедливостей, причиненных индейцам колонизаторами. Но случайный вред, который мы наносим земле и людям, временами вполне сопоставим с намеренным. История страдает от наших промахов порой не меньше, чем от злодеяний.

XS
SM
MD
LG