Линки доступности

Испытания новых лекарств: дело дошло до суда


Крупнейшая в мире фармацевтическая компания «Пфайзер» оказалась в центре большого скандала. Ее обвиняют в испытаниях непроверенного лекарства на больных нигерийских детях. Этот скандал породил много вопросов о правомерности деятельности американских фармацевтических компаний, проводящих испытания новых медицинских препаратов по всему миру.

В 1996 году в нигерийском штате Кано вспыхнула эпидемия менингита. Сотрудники американской фирмы «Пфайзер» ввели сотне больных детей экспериментальный препарат «трован». В результате 11 детей умерли, а несколько десятков – ослепли, оглохли или оказались частично парализованными.

«Действия фирмы «Пфайзер» были ошибочными и достойны всяческого осуждения. Ее сотрудники воспользовались беззащитностью этих детей для проведения несанкционированных медицинских экспериментов», - считает адвокат Питер Сафирстайн из нью-йоркской фирмы «Милберг Вайсс», которая представляет интересы 30 нигерийских семей, вчинивших судебный иск фирме «Пфайзер». По его словам, сотрудники компании не объяснили детям, что им предстоит стать участниками медицинского эксперимента, в то время, как имелись другие лекарства, уже прошедшие клинические испытания.

Фирма «Пфайзер» выдвинула встречный иск, заявив, что данные, на основании которых нигерийское правительство предъявило обвинения, являются недостоверными. На сайте «Пфайзер» утверждается, что летальные исходы, имевшие место в ходе испытаний, явились прямым следствием заболевания, а не лечения, оказанного больным менингитом детям.

Вице-президент фирмы Джек Уолтерс сделал следующее заявление: «Испытания этого лекарства были полностью одобрены правительством Нигерии и проведены в соответствии с нигерийскими законами с согласия родителей или опекунов детей».

Чем бы ни завершился этот суд, назначенный на осень текущего года, дело «Пфайзера» показывает, насколько трудно защищать интересы пациентов по мере роста числа испытаний новых лекарств по всему миру. Международное законодательство, в частности, Хельсинская декларация, определяет этические нормы, которые необходимо соблюдать при испытании лечебного действия новых лекарств. Однако специалисты отмечают, что эти нормы обозначены весьма расплывчато, а юридические механизмы их соблюдения отсутствуют.

Доктор Питер Лури, заместитель руководителя группы ученых-медиков при вашингтонской организации Public Citizen, защищающей права граждан, высказывает такое мнение:

«У всякой коммерческой корпорации всегда будет соблазн проводить испытания в тех странах, где правила либо вообще отсутствуют, либо плохо соблюдаются, и где нет законов, направленных на защиту интересов граждан, ни этических норм. Это будет продолжаться до тех пор, пока не будут введены жесткие международные стандарты. Но пока что их нет и в помине».

По словам доктора Лури, в развивающихся странах, где система оказания медицинской помощи оставляет желать лучшего, всегда найдутся люди, которые пойдут на любой риск, лишь бы вылечиться: «Люди, участвующие в экспериментах с новыми лекарствами, идут на это из нужды и отчаяния, веря, что в результате они излечатся, хотя это происходит далеко не всегда. Все это очень плохие доводы для участия в испытаниях».

Однако Алан Голдхаммер, сотрудник лоббистской организации Pharmaceutical Research and Manufacturers of America, считает, что испытания медицинских препаратов в развивающихся странах крайне важны для разработки лекарств против таких заболеваний как бактериальный менингит, которые в США возникают весьма редко:

«Наши компании создают новые фармацевтические препараты для потребления во всем мире. Они прилагают все усилия для борьбы с болезнями, которые широко распространены в развивающихся странах. В частности, несомненно, что многие новые антибиотики, разработанные в результате таких испытаний, принесут этим странам большую польз».

Как указывает Голдхаммер, еще одна причина, по которой американские фирмы проводят испытания лекарств в развивающихся странах, связана с экономией времени и средств на разработку препарата:

«В настоящее время затраты на разработку нового лекарства составляют порядка восьмисот миллионов долларов, и этот процесс занимает от 12 до 14 лет. Очевидно, что для пациентов, нуждающихся в этом лекарстве, это слишком дорого и долго. Поэтому мы изыскиваем различные способы экономии времени и снижения затрат».

Доктор Эзикил Эммануэл возглавляет отдел этики биологических исследований при ведущем научно-исследовательском медицинском учреждении США -Национальном институте здравоохранения. По его словам, в подавляющем большинстве случаев испытания новых медицинских препаратов не проводятся на людях. Но он считает, что ученые, по возможности, должны предоставить участникам испытаний право воспользоваться лечебными свойствами нового лекарства. При этом необходимы иметь ответы на следующие вопросы:

«Получают ли люди, которые участвуют в испытаниях, какие-то льготы? Есть ли в этом экономическая выгода? Могут ли они продолжать участие в исследовании, и войти в долю с компанией, проводящей испытания? Занимаетесь ли вы обучением людей?»

Что же касается испытаний, проведенных компанией «Пфайзер» в 1996 году в Кано, то нигерийские власти, считают, что фирма нарушила правила этики и требуют выплаты компенсации детям и семьям пострадавших.

XS
SM
MD
LG