Линки доступности

Грузия намерена подать в Международный Суд на Россию


Вашингтонский профессор и юрисконсульт правительства Грузии Пейман Ахраван дал интервью корреспонденту Грузинской редакции «Голоса Америки».

Анна Каландадзе: В чем суть дела, которое возбуждает Грузия?

Пейман Ахраван: Обвинение, которое Грузия внесет в Международный Суд, инкриминирует России вооруженную поддержку с 1991 года абхазских и южно-осетинских сепаратистов, а также участие наряду с ними в этнических чистках грузинского населения и изгнании его из указанных районов. Роль миротворца, которую взяла на себя Россия 17 лет назад, предполагала ее содействие возвращению грузинских беженцев в родные места. Это обязательство Россия не выполнила. Мало того, в начале текущего года Москва взяла курс на фактическую аннексию Абхазии и Южной Осетии.

А.К.: И вторжение русской армии сейчас подвигло Тбилиси на официальное возбуждение иска?

П.А.: Нет, этот вопрос обсуждался еще в июне, за два месяца до вторжения. Интервенция просто все обнажила до предела, она сделала абсолютно явным неуважение России к территориальной целостности Грузии. И мы получаем достоверные сведения, что, как и 17 лет назад, Россия покрывает этнические чистки грузинских сел в Южной Осетии, осуществляемые казаками и осетинскими и чеченскими наемниками, которые терроризируют грузин, вынуждая их к бегству, грабят их имущество, а затем сжигают деревни, чтобы коренные жители туда уже больше не вернулись.

А.К.: Включены ли в дело пункты, касающиеся российских бомбардировок грузинских военных объектов на востоке и западе страны, а также в пригородах Тбилиси?

П.А.: Позиция обвинения сейчас уточняется, но могу вам сказать, что основной упор все же будет сделан на действия России в занятых населенных пунктах Грузии, на грубейшие нарушения российскими военными женевских конвенций, защищающих фундаментальные права гражданского населения в зоне вооруженного конфликта. Нарушения Россией собственно законов и обычаев войны – сознательные разрушения в Гори и применение кассетных бомб – это уже другой вопрос, подпадающий под действие гаагских конвенций, и он заслуживает отдельного рассмотрения.

А.К: Некоторые правозащитные организации критикуют и Грузию за беспорядочный артиллерийский обстрел Цхинвали…

П.А.: Это сложный вопрос международного права, и чтобы ответить на него, надо знать, какими системами вооружений обладают воюющие стороны. У России есть боеприпасы повышенной точности поражения, у Грузии как малой державы их нет, и поэтому она по необходимости использует более примитивное оружие, с большим побочным ущербом.
Кроме того, важно учитывать и характер объектов, которые атакуют обе стороны. Грузинская армия не задалась целью разрушить Цхинвали, пострадали лишь отдельные районы города… Работник правозащитной организации, не искушенный в тонкостях международного права, видит только обрушенное жилое здание и не знает, что там мог находиться неприятельский штаб или что за ним могло прятаться артиллерийское орудие… Важно отметить еще одно обстоятельство: Цхинвали не был незащищенным городом, там располагались формирования сепаратистов, оттуда велся огонь по грузинским селам. Гори же, на момент начала бомбардировок, был практически оставлен грузинскими войсками, это был уже чисто гражданский объект, который русские разрушили в порядке коллективного наказания грузин, при этом еще и с применением кассетных бомб, запрещенных к использованию в местах скопления мирного населения.

От редакции: Внеочередное заседание Международного Суда по Грузии назначено на 8-10 сентября. Информация, которую представит обвинение, содержится в документах государственных и общественных организаций, репортажах СМИ, показаниях очевидцев и даже в официальных заявлениях российских должностных лиц, говоривших о территориальном расчленении Грузии и об отказе населению в доступе к гуманитарной помощи.

XS
SM
MD
LG